Понятие нормативной основы политической системы
Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность политико-правовых институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.) и принципов их взаимодействия, а также ценностных приоритетов, определяющих современное состояние и возможные перспективы политической жизни общества.
Политическая система общества имеет свою структуру, которая определяет, из каких элементов она состоит и как они между собой взаимосвязаны.
Выделяют следующие компоненты политической системы:
-
- политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;
- политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;
- социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;
- политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;
- политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.
Нормативная основа выступает в качестве важнейшей формы регулирования политических отношений, обеспечивающих определенный уровень организованности, стабильности и устойчивости как политических институтов, так и всей системы в целом.
Следует подчеркнуть, что в отечественной и зарубежной научной литературе нет единого мнения ни о месте и роли нормативной основы в политической системе, ни о ее содержании.
С учетом многообразия социальных норм по содержанию и видам одни авторы говорят, например, о таких слагаемых нормативной основы, как
- право,
- нормы общественных организаций (прежде всего уставные),
- различные нормы "государственной и общественно-политической жизни".
Другие авторы к числу элементов нормативной основы политической системы относят
-
- нормы права,
- нормы, вырабатываемые общественными организациями,
- партийные решения,
- политические традиции и обычаи,
- нормы морали,
- этику политической жизни.
Наконец, третья группа авторов к нормативной основе причисляет
- политические принципы и нормы,
- правовые нормы,
- политические традиции,
- "эталоны политического поведения" или "типичные реакции на политические события".
Несмотря на разнобой во мнениях по поводу содержания нормативной основы, все авторы, тем не менее, сходятся в одном, а именно - что непременным атрибутом нормативной основы являются социальные нормы. От них, собственно, происходит и само название этой основы.
Предметом регулирования слагаемых нормативной основы являются политические отношения, возникающие в политической системе либо в процессе прямого осуществления политической власти, либо по поводу ее.
Политический аспект содержания принципов и норм должен выступать в качестве одного из важнейших критериев "включения" их в нормативную основу.
В реальной действительности существует, однако, целая группа социальных принципов и норм, не имеющих прямых связей с политической системой общества. Примером могут служить нормы семейного, трудового, гражданского права, принципы и нормы морали, традиции, обычаи, регулирующие неполитические по своему характеру и содержанию отношения. Влияние таких принципов и норм на политическую жизнь осуществляется не прямо, непосредственно, а через их взаимосвязь с системой политических принципов и норм, т.е. опосредованно.
Нормативная основа политической системы общества выступает, таким образом, как весьма сложное образование, состоящее из следующих компонентов:
-
- правовые принципы и нормы, имеющие политическое содержание;
- принципы и нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организаций;
- политические традиции;
- политические обычаи;
- принципы и нормы морали (нравственности).
Правовые принципы и нормы политического характера
Важнейшей составной частью нормативной основы являются правовые принципы и нормы политического характера.
В правовую форму облекаются не только отношения между различными звеньями государственного механизма и внутри отдельных его структурных частей, но также и самые разнообразные связи между элементами политической системы, которые реализуются в различных сферах взаимосвязи и взаимодействия государства с другими элементами - составными частями политической системы общества.
Правовой характер такого рода связей позволяет учитывать интересы
- государства (с одной стороны) и
- политических партий, общественных организаций, политических движений, играющих фактически роль политических партий (с другой стороны).
В законодательном порядке во всех без исключения странах закреплена политико-правовая база деятельности политической системы. Зафиксированы различные формальные и фактические принципы ее существования и функционирования, такие, как полновластие народа, демократизм, плюрализм, строгая законность и конституционность, и др. Посредством права принципам функционирования политической системы придается "всеобщее значение", обеспечивается установление "условий, имеющих силу для всех". Но это - теория, практика же зачастую свидетельствует об обратном.
Важнейшими актами нормативной основы политической системы общества являются конституции. В них отражаются и закрепляются не только правовые основы политической системы и самого общества, но и его экономический, социальный, духовный и политический строй. В силу этого конституции должны рассматриваться соответственно не только в "чисто" правовом или материальном, но и во всех других аспектах, отражающих различные стороны политической, духовной, идеологической и иных сфер жизни общества.
Нормы права, содержащиеся в конституциях и других юридических актах, являются весьма важными, но не исчерпывающими составными частями нормативной основы политической системы общества. Ибо право, как известно, не может регулировать все политические отношения в обществе. Оно имеет свои пределы. Право не может, например, регулировать внутрипартийные и другие им подобные отношения. В силу этого механизм социального регулирования политических отношений дополняется другими социальными принципами и нормами (моралью, принципами и нормами, содержащимися в актах партийных органов и общественных организаций, традициями, обычаями).