Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

Ключевыми для понимания правового статуса индивидуу­мов-иностранцев в РФ выступают конституционные предписания:

  1. о том, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права» (п. 1 ст. 17);
  2. иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, уста­новленных федеральным законом или международным договором РФ (п. 3 ст. 62).

В данном случае Основной закон РФ закрепляет в отношении иностранцев принцип национального режима, что означает уста­новление правила об уравнивании, за некоторыми изъятиями и исключениями, в правах и обязанностях иностранцев и собст­венных граждан.

При этом важно заметить, что национальный режим предос­тавляется иностранцам в нашей стране в безусловном порядке, т.е. без встречного требования о взаимности в отношении наде­ления аналогичным режимом российских граждан в конкретном зарубежном государстве.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:

Примерт

К примеру, государство X в своем внут­реннем правопорядке не следует принципу национального режима применительно к иностранцам, находящимся на его территории. Однако его граждане, пребывающие в РФ, будут пользоваться пра­вами наравне с россиянами, несмотря на то, что российские гра­ждане на территории страны X не будут уравнены в правах с соб­ственными ее гражданами. В связи с этим нельзя не обратить внимание на одно немаловажное обстоятельство. Если государст­во У необоснованно устанавливает по отношению к российским гражданам какие-либо ограничения в правах, каким бы то ни было образом дискриминируя их, в ответ Российская Федерация вправе установить ответные ограничения для граждан этого госу­дарства на своей территории в изъятие из общего принципа на­ционального режима, применив тем самым реторсию.

В силу всего сказанного выяснение принципиальных состав­ляющих правового положения собственных (т.е. российских) гра­ждан и некоторых исключений, которые не распространяются на них и соответственно действуют только в отношении ино­странных физических лиц, весьма важно.

В принятом 25 июня 2002 г. Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» как специальном акте, посвященном широкому кругу вопросов, рас­крывающих правовое положение иностранных физических лиц в России, подверглись регламентации не только условия въезда и пребывания (как постоянного, так и временного) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ (ст. 5-9), но и конкретизированы соответствующие их права и обязанности. Это касается отношений

  • избирательного права, трудо­вой и образовательной деятельности;
  • призыва иностранных граждан на во­енную или альтернативную гражданскую службу либо к принятию на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские фор­мирования и органы в качестве лиц гражданского персонала;
  • несе­ния иностранными гражданами государственной или муниципаль­ной службы или ведению иной деятельности (ст. 13-15);
  • передвижения иностранных граждан в пределах РФ, регистра­ции, учебе и ответственности иностранных граждан (ст. 11, 22-25, 26-29, 33-34).

Таким об­разом, реальное содержание прав иностранных физических лиц на территории РФ раскрывается в тех правомочиях, которыми располагают, с одной стороны, граждане РФ, и ограничениях, которыми данные правомочия сопровожда­ются в случае их использования иностранцами, — с другой.

Предоставление или отсутствие предоставления соответствующих прав иностранным гражданам в РФ могут обу­словливаться как правилами национальных актов, так и предпи­саниями международных договоров.

Определенные изъятия из принципа национального режима в правовом положении иностранных физических лиц могут быть связаны с их статусом. Например, подобного рода ограничения часто встречаются и в практике других государств применительно к такой категории иностранцев, как временно пребывающие на данной территории иностранные граждане (преимущественно ту­ристы). На них, как правило, не распространяются общие условия медицинского обеспечения и медицинского страхования, ко­торые действуют в конкретном государстве в отношении собст­венных граждан или постоянно проживающих на их территории лиц без гражданства.

Осуществление соответствующих прав физическими лицами — иностранцами обеспечивается адекватной процессуальной правоспособностью, т.е. способностью быть стороной в процессе, на­правленном на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав. Данный аспект правового положения индивидуумов-иностран­цев на территории РФ в полном соответствии с конституционны­ми предписаниями урегулирован преимущественно в ст. 398-399 Гражданского процессуального кодекса РФ 2002 г. и в ст. 254 Арбитражного процессуального кодекса РФ 2002 г. Подчеркнем в этой связи, что данная категория лиц вправе подавать заявле­ния о признании недействительными актов государственных орга­нов и органов местного самоуправления, которые должны прини­маться и рассматриваться судами в общем порядке, и, кроме того, предъявлять требования о возмещении убытков, причинен­ных действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц либо в резуль­тате издания неправомерного акта.

Суды Российской Федерации также принимают иски ино­странных физических лиц о признании недействительными актов, изданных органами управления юридических лиц, участниками которых являются указанные физические лица, если они не соот­ветствуют закону и иным нормативным правовым актам и нару­шают права и охраняемые законом интересы таких лиц (напри­мер, решения собраний акционеров, правления и иных органов юридического лица — акционерного общества, общества с ограни­ченной ответственностью либо корпоративного образования иной организационно-правовой формы, — нарушающие права акционе­ров, предусмотренные законодательством).

Конкретные параметры статуса лица, в сущности, зависят от его принадлежности к какой-либо группе лиц, например:

  • в за­висимости от времени пребывания на территории РФ («резиденты» и «нерезиденты»);
  • в зависимости от цели пребывания лица в РФ, характера деятель­ности, рода занятий и пр.

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).