Правовое регулирование наличного денежного обращения в РФ

Правовой основой денежного обращения выступают нормы

В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ к компетенции Рос­сийской Федерации отнесено «установление правовых основ едино­го рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регули­рование, денежная эмиссия», а в ст. 106 Конституции РФ закрепле­но, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких методов, как денежная реформа, деноминация и эмиссия.

Денежная реформа — полное или частичное преобразование де­нежной системы в целях стабилизации и укрепления денежного об­ращения.

Мировая практика свидетельствует, что проведение денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономической и политиче­ской ситуации в стране.

Деноминация в отличие от денежной реформы является техни­ческой операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к боль­шему количеству рублей в старых знаках.

В процессе осуществления деноминации не затрагиваются эко­номические основы государства, а происходит сокращение денеж­ной массы, находящейся в обращении, а также лишь изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.

Денежное обращение подразделяется на два вида:

  1. наличное;
  2. безналичное.

В процентном соотношении налично-денежный оборот меньше, чем безналичный, и обслуживает в основном получение и расходование денежных доходов населения, а также часть платежей предприя­тий и организаций.

Наличный денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег в форме банкнот (банковских билетов), казначейских билетов, металлических монет.

Наличный денежный оборот в стране организуется государст­вом в лице центральных (национальных) банков. В Российской Фе­дерации субъектами, организующими данный вид денежного обра­щения в соответствии с гл. VI Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", являются

  • Банк России,
  • его территориальные учреждения, а также
  • система РКЦ.

Наличный оборот начинается с указания Банка России РКЦ о переводе наличных денег из резервных фондов в оборотные кассы, из которых наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных организаций (банков). Частично деньги направляются на обслуживание межбанковских расчетов, но в основном они выдают­ся юридическим и физическим лицам.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:

  • прогнозирование и организация производства, в том числе размещение заказа на изготовление банкнот и монеты Банка России, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов;
  • установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России;
  • определение порядка ведения кассовых операций.

 В соответствии с законодательством деятельность по организа­ции и управлению наличным денежным обращением осуществляет­ся в централизованном порядке ЦБ РФ.

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).