Правовое регулирование налога на добавленную стоимость: налогоплательщики и основные элементы налога

Налог на добавленную стоимость (далее - НДС) представляет собой косвенный налог, являющийся надбавкой к цене товара. Порядок исчисления и взимания НДС регулируется главой 21 НК РФ.

Налогоплательщики налога на добавленную стоимость

В соответствии со ст. 143 налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

    • организации;
    • индивидуальные предприниматели;
    • лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 2 миллиона рублей (ст. 145 НК РФ).

Положения ст. 145 НК РФ не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение 3 предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (ст. 145.1 Кодекса). При этом согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002 г. N 313-О положение п. 2 ст. 145 НК РФ не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость по операциям с неподакцизными товарами

Объект налогообложения налога на добавленную стоимость

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

    1. реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (при этом в целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров, работ, услуг);
    2. передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
    3. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
    4. ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Налоговым кодексом РФ предусмотрен широкий перечень операций, освобождаемых от НДС (п. 2 ст. 146, ст. 149 НК РФ).

При осуществлении предприни­мательской деятельности в интересах другого лица на основе до­говоров поручений, договоров комиссии либо агентских догово­ров перечисленные операции не освобождаются от налога на добавленную стоимость.

Перечень операций, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, а также круг субъектов, деятельность которых не относится к объектам льготного налогообложения, являются закрытыми и расширительному трактованию не подле­жат.

Предоставленное юридическому лицу — налогоплательщику право самостоятельно принимать решение об освобождении пе­речисленных в п. 3 ст. 149 НК РФ объектов от НДС обусловле­но высокой общественной значимостью этих операций, осуще­ствлением их, как правило, социально незащищенными группа­ми населения либо возможностью снижения цены товара за счет отсутствия в ее составе косвенного налога. При этом не допус­кается выборочное освобождение от налогообложения, завися­щее от каких-либо критериев покупателя (приобретателя) соот­ветствующих товаров (работ, услуг). Отказ от налогообложения возможен только на срок не менее 1 года и реализуется путем представления юридическим плательщиком НДС заявле­ния в налоговый орган по месту регистрации.

Налоговая база налога на добавленную стоимость

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Указанные доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Момент определения налоговой базы

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

    1. день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
    2. день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;
    3. последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса (при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, , 3, , 8, 9, и 12 п. 1 ст. 164 Кодекса).

В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях настоящей главы приравнивается к его отгрузке.

При реализации налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства, момент определения налоговой базы по указанным товарам определяется как день реализации складского свидетельства.

Налоговый период налога на добавленную стоимость

Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как квартал (ст. 163 НК РФ).

Ставки рассматриваемого налога выражены в процентном соотношении к добавленной стоимости товара (работы или ус­луги) и могут быть равны 0, 10 (продовольственные товары, товары для детей, печатные издания, медицинские товары), 18%.

Налоговые ставки налога на добавленную стоимость:

  1. 0% при реализации:
    • товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
    • услуг по международной перевозке товаров, пассажиров и их багажа (пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ);
    • работ (услуг), выполняемых (оказываемых) транспортными организациями для вывоза (ввоза) товров;
    • работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров по территории РФ;
    • товаров (работ, услуг) в области космической деятельности.
    • драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Центральному банку РФ, банкам;
    • товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.
    • припасов, вывезенных с территории РФ (топлива и горюче-смазочных материалов, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река - море) плавания);
    • построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов
    • товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории РФ.
  2. 10% при реализации (п. 2 ст. 164 НК РФ):
    • перечня продовольственных товаров;
    • перечня товаров для детей;
    • периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;
    • перечня медицинских товаров отечественного и зарубежного производства.
  3. 18% при реализации (п. 3 ст. 164 НК РФ):  в остальных случаях.
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).