Правовое воздействие и правовое регулирование общественных отношений как способы социального управления

Правовое воздействие как способ социального управления

Правовое воздействие - как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей; это совокупность всех форм влияния права на общественные отношения.

Помимо непосредственно юридического, право оказывает на общественные отношения следующие виды воздействия:

    1. Информационное. Право предоставляет индивиду сведения о правомерном (должном, дозволенном, запрещенном) поведении.
    2. Ценностно-воспитательное (ориентационное). Разрешая, запрещая и обязывая определенные виды поведения, право способствует формированию у людей позитивной идеологии - взглядов, ценностей, убеждений, идеалов, соответствующих одобряемой обществом и государством системе ценностей.
    3. Превентивно-психологическое. Ограничивая индивидуальную свободу личности, устанавливая жесткие санкции для правонарушителей, право подавляет агрессивные, антиобщественные устремления в человеке. Это, с одной стороны, убеждает человека в необходимости воздерживаться от неправомерных деяний под угрозой наказания. С другой стороны, наличие правоохранительного механизма, системы правового принуждения придает человеку уверенность в своей защищенности, в стабильности общественных отношений.
    4. Культурологическое. Право - часть общей культуры общества. Право взаимодействует со всеми проявлениями общественной жизни и общественного сознания - наукой, искусством, образованием, религией, моралью, политикой, влияет на них, проявляется в них. Не случайно исторические памятники права позволяют оценить и уровень общей культуры людей, живших в ту или иную эпоху. Особенно широко влияние права на кино, телевидение, литературу.

Правовое регулирование общественных отношений как способ социального управления

Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Из определения вытекает, что регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле.

Различия между правовым регулированием и правовым воздействием:

    • предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия (в последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние);
    • если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие всегда связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие - не всегда;
    • правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений.
    • главное средство правового регулирования - правовые нормы; правовое воздействие дополняется индивидуально-правовым регулированием, направленным на формирование конкретных правоотношений, то есть возникновение субъективных прав и обязанностей у реальных субъектов права;
    • правовое воздействие охватывает как собственно юридические, так и неюридические каналы влияния.

Правовое регулирование и правовое воздействие соотносятся как часть и целое.

Нельзя считать правовым регулированием воздействие, при котором

    • наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и противоречащие целям законодателя;
    • осуществляемое неюридическими средствами.

В сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений:

    • отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными);
    • отношения по властному управлению обществом;
    • отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе.

Общественные отношения, входящие в эти группы, составляют предмет правового регулирования.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).