Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной думы. Гарантии депутатской деятельности

Понятие правового статуса парламентариев

Конституция РФ определяет Федеральное Собрание как единый орган государственной власти (ч. 1 ст. 11 и ст. 94).

Правовой статус парламентария - положение члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, регламентированное нормами конституционного права. Его содержание охватывает широкий круг (систему) общественных отношений.

Правовой статус парламентариев закреплен в Конституции РФ и в Федеральном законе от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и в регламентах палат Федерального Собрания.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:

Правовая природа парламентария раскрыта в Федеральном законе "О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ". В ст. 1 этого закона сказано:

1. Членом Совета Федерации является представитель от субъекта РФ, уполномоченный в соответствии с федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ осуществлять в Совете Федерации Федерального Собрания РФ (далее - Совет Федерации) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом.

2. Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания РФ (далее - Государственная Дума) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом.

3. Членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы не может быть гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

Замечание

То, что члены Совета Федерации представляют субъекты РФ, не вызывает сомнения. А вот можно ли считать, что каждый депутат Государственной Думы представляет народ страны? Все вместе депутаты Государственной Думы, как и все вместе члены Совета Федерации, безусловно, представляют весь народ страны. Это тоже бесспорно. Что же касаетсядепутатов Государственной Думы, избранных по общефедеральному округу по пропорциональной системе - по спискам, то каждый из них тоже представляет избирателей всей страны. А вот можно ли считать депутата Государственной Думы, избранного по мажоритарной избирательной системе по одномандатному округу, представителем всего народа страны? Вряд ли это будет точно. Правильнее сказать, что депутат Государственной Думы, избранный по одномандатному округу, представляет в Думе избирателей своего округа, а сама Государственная Дума является представительным органом всего народа страны, и действовать она должна в интересах всего народа.

Как быть депутату Государственной Думы, избранному по одномандатному округу, в том случае, если воля, интересы избирателей его округа расходятся с волей большинства избирателей всей страны? Является ли воля избирателей его округа обязательной для депутата?

При такой ситуации депутат не может и не должен отстаивать волю меньшинства только потому, что эта воля исходит от избирателей его округа. Профессор И.П.Ильинскийв беседе для вновь избранных депутатов говорил, что депутат должен заботиться о нуждах своих избирателей, "но, ограничиваясь только этим, можно незаметно для себя сойти с государственных позиций на местническую. Депутату следует помнить, что на его округе свет клином не сходится. Поэтому, ни на минуту не забывая о потребностях своих избирателей, нельзя противопоставлять их другим общественным потребностям".

Срок полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы

В соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий. Прекращаются полномочия члена Совета Федерации по должности со дня прекращения его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) или главы исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении). Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (о назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта РФ нового члена Совета Федерации - представителя от того же органа государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Срок полномочий депутатов Государственной Думы определен в ст. 96 Конституции РФ: «Государственная Дума избирается сроком на пять лет».

Полномочия члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ":

  1.  письменного заявления о сложении своих полномочий;
  2. избрания депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения на иную государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, поступления на государственную или муниципальную службу;
  3. участия в деятельности по управлению коммерческой организацией, осуществления предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
  4. вхождения в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  5. открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, их супругами и несовершеннолетними детьми;
  6. непредставления или несвоевременного представления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
  7. утраты гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;
  8. вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
  9. вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности либо о признании их недееспособными;
  10. признания безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;
  11. смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае:

  • роспуска Государственной Думы, предусмотренного статьями 111 (трехкратное отклонение кандидатуры Председателя Правительства) и 117 (повторное недоверие Правительству) Конституции Российской Федерации;
  • выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит в соответствии со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;
  • несоблюдения требования части второй, шестой или седьмой статьи 7.1  Федерального закона (принадлежность к определенным партии и фракции).

Полномочия депутата Государственной Думы могут быть прекращены досрочно решением Государственной Думы

  1. по инициативе фракции, в которой он состоит в соответствии со статьей 7.1 настоящего Федерального закона, или
  2. по инициативе комитета, членом которого он является,

в случае неисполнения в течение 30 и более календарных дней обязанностей, предусмотренных ч. 1 и 2 статьи 8 (связь с избирателями, личный прием граждан) и ч. 3 статьи 12 (личное участие в заседаниях ГД) Федерального закона.

Условия осуществления парламентариями своих полномочий

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, избранные (назначенные) в соответствии с Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ", осуществляют свои полномочия на постоянной основе. А это значит, что этим парламентариям запрещается:

    • быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления;
    • находиться на государственной или муниципальной службе;
    • заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
    • состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации.

Парламентарии, являющиеся на день начала срока соответствующих полномочий военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работниками органов прокуратуры, органов налоговой полиции и таможенных органов, учреждений и органов уголовнно-исполнительной системы, приостанавливают на весь срок указанных полномочий военную службу или службу в перечисленных органах и учреждениях.

Срок приостановления военной службы или службы в других указанных выше органах и учреждениях засчитывается в выслугу лет. В течение данного срока выплата денежного довольствия (денежного содержания) и иных средств, предусмотренных федеральным законодательством для военнослужащих и работников указанных органов и учреждений, а также присвоение очередных воинских или специальных званий и классных чинов не производится. В течение этого срока член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе уволиться с военной службы или службы в указанных органах и учреждениях по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

Орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится избирательный округ депутата Государственной Думы, обязан предоставлять ему для осуществления депутатских полномочий транспортные средства, отдельное охраняемое помещение, оборудованное мебелью, средствами связи, в том числе правительственной связью, и необходимой оргтехникой, включая персональные компьютеры, подключенные к общей сети соответствующих органов государственной власти, принтеры, копировально-множительную технику, а также обеспечивать иные условия для осуществления им своих полномочий, предусмотренных федеральным законом.

Глава органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления несут ответственность за создание условий для осуществления полномочий депутата Государственной Думы и его помощников.

Формы деятельности парламентариев

В ст. 7 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." перечислены следующие формы деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы:

    1. участие в заседаниях и совместных заседаниях палат Федерального Собрания;
    2. участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания; в работе согласительных,парламентских и специальных комиссий;
    3. участие в выполнении поручений соответственно Совета Федерации, Государственной Думы и их органов;
    4. участие в парламентских слушаниях;
    5. внесение законопроектов в Государственную Думу;
    6. внесение парламентского запроса, депутатского запроса;
    7. обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ;
    8. обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.

Кроме того, формами деятельности депутата Государственной Думы также являются:

    • работа с избирателями;
    • участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп в Государственной Думе.

Наиболее важной формой активного участия парламентариев в деятельности их палат является право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним.

Парламентарии пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой, а также комитетом, комиссией, согласительным комитетом, согласительной комиссией, членом которых они являются.

Каждый парламентарий имеет право на выступления на заседаниях своих палат. Как правило, их выступления бывают двух разновидностей:

    1. выступления в прениях;
    2. выступления с обоснованием своих предложений.

При этом для парламентария важны как содержание, так и форма выступления.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы имеютправо выступать по вопросам своей деятельности в государственных средствах массовой информации в порядке, предусмотренном федеральным законом о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации.

Предоставляя парламентариям ряд прав, закон запрещает им вмешательство в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность.

Если для членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы существует несколько форм деятельности в соответствующих палатах и их органах, то работа с избирателями является пока предоставленной законом формой деятельности только для депутатов Государственной Думы.

Депутат Государственной Думы:

  1. поддерживает связь с избирателями;
  2. рассматривает обращения избирателей, ведет прием граждан, вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения;
  3. информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации;
  4. ежемесячно предоставляются соответствующие дни для работы с избирателями в порядке, определяемом Регламентом Государственной Думы;
  5. отвечает на письма избирателей, изучает поступившие от них предложения и жалобы, осуществляет их прием в своем избирательном округе или в регионе, определенном ему депутатским объединением.

Гарантии правового статуса

Для беспрепятственного осуществления своих полномочий парламентарии пользуются целым рядом правовых и материально-финансовых гарантий, которые закреплены в Конституции РФ, Федеральном законе "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." и некоторых других правовых актах.

Под гарантиями деятельности парламентариев следует понимать условия и средства, непосредственно и реально обеспечивающие беспрепятственное и эффективное осуществление парламентариями своей деятельности.

В числе этих гарантий на первое место можно поставить личную неприкосновенность, или парламентский иммунитет (ст. 98 Конституции РФ).

Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." не только закрепляет формы деятельности парламентариев, но и устанавливает условия, права и гарантии, обеспечивающие их реализацию. Так, в ст. 5 этого закона за парламентариями закреплено право беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать воинские части, организации независимо от форм собственности, полностью или частично финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, либо имеющие льготы по уплате налогов и обязательных платежей, либо имеющие в качестве учредителей органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления.

В Федеральном законе "О статусе члена Совета Федерации и статуса депутата Государственной Думы..." личная неприкосновенность несколько расширена (ст. 19):

«Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не могут быть:

  1. привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
  2. задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;
  3. подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку».

Вопрос о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокypopaРФ соответствующей палатой Федерального Собрания РФ".

Таким образом, воспроизводя конституционные положения о депутатской неприкосновенности, о недопустимости задержания, ареста, обыска, а также личного досмотра депутата, Федеральный закон предусматривает также невозможность привлечения его к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, и его допроса без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. В дополнение к Конституции РФ Закон также устанавливает, что для получения согласия на привлечение депутата к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, кроме случаев задержания на месте преступления, а также на его арест и обыск Генеральный прокурор РФ вносит в соответствующую палату Федерального Собрания представление.

Особый порядок привлечения парламентария к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, составляет одну из существенных черт парламентского иммунитета.

Депутатский иммунитет (депутатская неприкосновенность) означает; что по законодательству не допускается судебное или иное юридическое преследование (арест, штраф и т.д.) по отношению к депутату без согласий палаты либо специального органа, создаваемого палатой. Исключение, как правило, делается, если депутат совершил преступление и был застигнут на месте преступления.

Депутатский иммунитет распространяется на сферу уголовного и административного законодательства. Главный смысл депутатского иммунитета состоит в том, чтобы оградить депутата от возможных посягательств со стороны государственных органов, если какая-то деятельность депутата будет с неодобрением воспринята этими органами.

Наряду с личной неприкосновенностью, или парламентским иммунитетом, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы пользуются так называемым индемнитетом - это вознаграждением парламентария. Это вознаграждение, или индемнитет, складывается из разного рода выплат: заработной платы, компенсации и ряда других материальных благ (обеспечения транспортом, связью, медицинское обслуживание, страхование жизни и другие гарантии).

4.5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).