Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

Ст. 1 ФЗ "О прокуратуре РФ" устанавливает, что прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами.

Ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" определяет, что надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Таким образом, надзор за исполнением законов судебными пристава­ми является одним из направлений прокурорского надзора. Это направление надзора можно рассматривать как часть прокурорского надзора за исполнением законов соответ­ствующими государственными органами (администрация­ми), исполняющими приговоры и иные решения судов.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:

Прокурор­ский надзор за исполнением законов судебными пристава­ми близок:

    1. к прокурорскому над­зору за исполнением законов (следует из названия);
    2. к прокурорскому надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (поскольку одной из его за­дач является соблюдение прав граждан, относительно кото­рых приняты судебные решения).

Предметом данного направления прокурорского надзора является испол­нение законов судебными приставами:

    • законность принимаемых ими мер и выносимых правовых актов;
    • исполнение су­дебными приставами законодательных актов, нарушение которых возможно в ходе осуществления ими своей деятельности. (например, ФЗ от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российс­кой Федерации», от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ«Об ору­жии» и др.).

Функционально судебные приставы подразделяются на две категории:

    1. приставов по обеспечению установленного порядка де­ятельности судов (права и обязанности которых закреплены в Законе о судебных приставах);
    2. приставов-исполнителей (которые помимо названного Закона руководствуются в своей деятельности Законом об исполнительном производстве).

Данное разделение и предопределяет компетенцию и пол­номочия соответствующих прокуроров по надзору за испол­нением законов судебными приставами.

Задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

Основными задачами прокурорского надзора за исполнени­ем законов судебными приставами являются:

    1. обеспечение законности в их деятельности;
    2. защита прав и за­конных интересов физических и юридических лиц, относи­тельно которых были приняты судебные решения;

Задача обеспечения законности в деятельности судебных приставов связана с обеспечением:

    • законности исполнения судебных актов и актов других органов в РФ;
    • соблюдения требований законодательства в деятельности судебных приставов;
    • соответствия законам решений судебных приставов.

Прокурор полномочен осуществлять надзор только за исполнением законов, т.е. надзор за исполнением иных нормативных правовых актов судебными приставами не входит в его компетенцию, находится за пределами его полномочий.

 

0.5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).