Предмет, система и значение дисциплины «Правоохранительные органы»

В отличие от многих других курсов юридических дисциплин, в основе которых лежит изучение отрасли права, например гражданского, админи­стративного, уголовного, курс «Правоохранительные органы» не имеет такой юридической основы. В определенном смысле этот курс - синтети­ческая юридическая дисциплина.

Предмет дисциплины - юридические ин­ституты и нормы законодательных актов разного уровня, разной правовой силы и значимости, составляющие 2 группы:

  1. общие, частично посвященные правоохранительным органам (Конституция Рос­сийской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и др.);
  2. посвященные конкретным (отдельным) правоохранительным органам (Федеральный конститу­ционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», Феде­ральные конституционные законы «О судебной системе Российской Феде­рации» и «Об арбитражных судах Российской Федерации», Закон «О судо­устройстве РСФСР», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Фе­дерации», Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, а также Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и др.).

Круг вопросов, которые изучаются в рассматриваемом курсе (детализация предмета):

  • устройство органов в их совокуп­ности и каждого из них в отдельности;
  • организация правоохранительных органов, но только в той степени, в какой это связано с вы­полнением задач и целей, поставленных перед правоохранительными орга­нами, без детализации текущих организационных вопросов, которые носят не правовой, а технический характер;
  • вопросы деятельности правоохранительных органов, но лишь в той степени, в какой это относится к выполнению возложенных на них функ­ций и реализации основных направлений деятельности.

Рассмотрение в данном курсе всех правоохранительных органов, расширяет предмет изучения, наполняет его конкретным содержани­ем, позволяет давать более полные знания и готовить специалистов широко­го профиля, не исключая в то же время возможности их специализации.

Предмет курса определяет его содержание, которое должно быть изло­жено по определенной системе, обеспечивающей последовательное и по­нятное изложение изучаемой юридической дисциплины:

  1. «Общие положения» (основные понятия, предмет и система курса; источники права, относящиеся к судеб­ной власти и правоохранительным органам; судебная власть; конституционные принципы осуществления правосудия).
  2. «Судебная система Российской Федерации» (федеральные суды общей юрисдикции; федеральные арбит­ражные суды; Конституционный Суд Российской Федерации; суды субъек­тов Российской Федерации; правовой статус судей в Российской Федера­ции; органы судейского сообщества).
  3. «Государственные органы обеспечения охраны поряд­ка и безопасности» (органы внутренних дел; органы обеспечения безопасности; налоговые органы и органы налоговой полиции; таможенные органы; органы юстиции).
  4. «Органы предварительного расследования» и «Органы предварительного следствия и дознания».
  5. «Прокуратура в Российской Федерации» и «Организация и задачи прокуратуры».
  6. «Органы по правовому обеспечению и правовой по­мощи» (нотариат; адвокатура).
  7. «Негосударственные организации обеспечения правоохраны» (частные детективные и охранные службы).

English

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий