При исполнении наказания к осужденным применяются средства исправления (ст. 2, ст. 9 УИК РФ).
Совокупность средств исправления осужденных при их применении образует исправительное воздействие, которое представляет собой особый вид воспитательного, педагогического процесса, осуществляемого при исполнении наказаний, то есть в условиях реализации мер государственного принуждения, ограничения прав, свобод и законных интересов осужденных. Они не присущи педагогическому процессу, проводимому, например, в учебных заведениях, в воинских частях и т. д.
Объем и характер средств исправления зависит от вида исполняемого наказания (ч. 3 ст. 9 УИК РФ). Даже при исполнении различных видов наказаний, связанных с изоляцией от общества, исправительное воздействие на осужденных отличается по своему содержанию, например:
- при исполнении ареста осужденные не привлекаются к общему и профессиональному образованию (ст. 69, 70 УИК РФ), а трудовая деятельность их ограничивается хозяйственным обслуживанием арестного дома без оплаты;
- с осужденными, отбывающими пожизненное лишение свободы (ст. 126-127 УИК РФ), не предусматривается проведение воспитательной работы, их труд организуется в камерах;
- при исполнении лишения свободы на определенный срок средства исправления осужденных применяются в полном объеме.
При исполнении исправительных работ можно говорить о применении лишь отдельных элементов такого воздействия. При исполнении такого вида наказания, как содержание военнослужащего в дисциплинарной воинской части, имеет место применение средств и методов воинского воспитания. Поэтому понятие, общая характеристика и содержание исправительного воздействия будут излагаться далее применительно к условиям отбывания лишения свободы на определенный срок.
Исправительное воздействие отличается от обычного воспитания по своему объекту. Применительно к лишению свободы в качестве объекта для него выступают лица, осужденные к лишению свободы, представляющие наибольшую опасность для общества и запущенные в социально-нравственном отношении. Особенности объекта определяют направленность исправительного воздействия - не только формирование личности гражданина, но и его исправление.
Результатом применения исправительного воздействия должно быть исправление осужденного — уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, правопослушное поведение.
Воспитательная работа с осужденными направлена на формирование у них элементарных навыков социально одобряемого поведения - уважения к личности человека, обществу, господствующим в нем нормам, правилам поведения и традициям человеческого общежития, к труду и его результатам, к закону, правопослушного поведения.
Общее образование осужденных и их профессиональная подготовка, ее формы и организация регламентируются Уголовно-исполнительным кодексом в соответствии законодательством РФ об общем и профессиональном образовании. По своему содержанию и формам обучения они не содержат каких-либо карательных элементов.
Труд осужденных традиционно в уголовно-исполнительном законодательстве относился к числу основных средств их исправления. Международные правовые акты, а также уголовно-исполнительное законодательство рассматривают труд осужденных в качестве необходимого средства их исправления, а его обязательность не свидетельствует о том, что он является видом принудительного труда.
Правовая регламентация применения каждого средства исправительного воздействия различна. Наиболее полно регламентируется нормами права труд осужденных, поскольку общественные отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности, наиболее значимы, они затрагивают насущные интересы лиц, отбывающих наказание. Нормы права устанавливают обязанность труда осужденных, порядок привлечения к труду, его условия и оплату.
Поскольку труд осужденных - не только правовая, но и педагогическая категория, он не может в полном объеме регламентироваться правом. Поэтому вся совокупность вопросов нравственной и психологической подготовки и участия осужденных в труде относится к психолого-педагогической деятельности и не регламентируется правом.
Воспитательная работа с осужденными, общее обучение и профессиональная подготовка, а также общественное воздействие регламентируются нормами уголовно-исполнительного права в основных чертах. Они определяют ее задачи, принципы, важнейшие направления и формы. Ограниченный объем правовой регламентации применения данного средства исправления предоставляет необходимый простор в реализации методов психологии и педагогики. Общее и профессиональное обучение осужденных урегулировано правом также в общих чертах. Оно определяет лишь категории лиц, подлежащих обязательному обучению, порядок и условия освобождения осужденных от работы в связи с подготовкой и сдачей ими экзаменов. Воспитательное воздействие на осужденных оказывается при исполнении всех видов наказания - как со стороны органов, его исполняющих, так и общества в целом.