При принятии прокурором мер к возмещению материального ущерба (вреда), причиненного правонарушениями, нередко в представлениях об устранении нарушений закона ставится вопрос о привлечении к материальной ответственности работников, виновными действиями которых причинен ущерб государственным, и муниципальным предприятиям.
Прокуроры требуют также в устной или письменной формах, в том числе и путем постановки соответствующего вопроса в представлениях, чтобы государственные органы, и в первую очередь органы контроля, предъявляли иски в суды и арбитражные суды, включая и регрессные иски о взыскании материального ущерба, причиненного нарушениями законов. Установив, что руководители государственных органов не принимают меры к возмещению материального ущерба, прокурор реагирует на это вплоть до постановки вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности соответствующих должностных лиц, не выполняющих требований закона.
Прокуроры вправе предъявить иски в суды и арбитражные суды в пользу как юридических, так и физических лиц, понесших материальный ущерб в результате совершенных правонарушений. Согласно ст. 27 ФЗ "О прокуратуре РФ" при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба, при этом он может предъявлять и поддерживать в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" при нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.
Направляемые прокурорами в судебные органы иски должны быть:
- мотивированными;
- содержать ссылки на нормы материального и процессуального права;
- содержать доказательства, подтверждающие заявленные требования.
Форма и содержание этих документов должны соответствовать требованиям, предусмотренным гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным кодексами.
В Информационном письме от 15.05 2012 года "О практике работы прокуроров по возмещению ущерба, причиненного коррупционными правонарушениями" указано, что у прокуроров часто возникают сложности при предъявлении в порядке ст. 45 ГПК РФ исков (заявлений) в суд о взыскании с должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления ущерба, причиненного их незаконными решениями, которые повлекли за собой незаконное обогащение третьих лиц в основном в случаях выявления нарушений
- бюджетного законодательства;
- законодательства, регламентирующего вопросы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд).
Основанием для отказов суда в удовлетворении требований прокурора является недоказанность причинно-следственной связи между решениями должностных лиц и причиненным ущербом.
В порядке ст. 52 АПК РФ прокурорами в основном в суды предъявляются иски (заявления):
- о возмещении ущерба, связанного с незаконным представлением из средств соответствующих бюджетов субсидий (компенсаций и иных выплат);
- о применении последствий недействительности государственных и муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг (возмещение затраченных средств в бюджет);
- о взыскании в бюджеты денежных средств в случае продажи государственного и муниципального имущества по заниженной стоимости.
Кроме того, в информационном письме подчеркивается, что фактическое возмещение ущерба, причиненного актом коррупции, должно в обязательном порядке являться завершающей стадией работы прокурора.