Известны два основных подхода к прогнозированию банкротства:
- количественный или формализованный (базируется на финансовых данных и включает оперирование некоторыми коэффициентами);
- качественный или неформализованный (исходит из данных по обанкротившимся компаниям и сравнивает их с соответствующими данными исследуемой компании).
Метод интегральной балльной оценки несет в себе черты как количественного, так и качественного подхода. Отечественный вариант интегральной балльной оценки финансовой устойчивости предложил B.Ковалев. Данный вариант учитывает комплексный показатель, в котором значения весовых множителей выражают степень значимости каждого коэффициента.
Основными показателями при прогнозировании банкротства являются такие, которые свидетельствуют о возможных финансовых затруднениях и вероятности банкротства в ближайшем будущем:
- повторяющиеся существенные потери в уставной деятельности, выражающиеся в систематическом спаде производства, сокращении объемов продаж и убыточности;
- наличие хронической просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;
- низкие значения коэффициентов ликвидности и тенденции к их снижению;
- увеличение до опасных пределов доли заемного капитала в общей его сумме;
- дефицит собственного оборотного капитала;
- систематическое увеличение продолжительности оборота капитала;
- наличие сверхнормативных запасов сырья и готовой продукции;
- использование новых источников финансовых ресурсов на невыгодных условиях;
- неблагоприятные изменения в портфеле заказов;
- падение рыночной стоимости акций предприятия;
- снижение рыночного и производственного потенциала и другие.
Вспомогательными показателями при прогнозировании банкротства являются те, неблагоприятное значение которых не дают основания рассматривать текущее финансовое состояние как критическое, но сигнализируют о возможности резкого его ухудшения в будущем при неприятии действенных мер:
- чрезмерная зависимость предприятия от какого-либо одного конкретного проекта, вида актива, рынка сырья или рынка сбыта;
- потеря ключевых контрагентов;
- недооценка обновления техники и технологии;
- потеря опытных сотрудников аппарата управления;
- вынужденные простои и неритмичная работа;
- неэффективные долгосрочные соглашения;
- недостаточность капитальных вложений и другие.