Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, регулируется гл. 21 КАС РФ.

С учетом публичного характера рассматриваемых судом дел при рассмотрении заявлений о незаконности нормативного правового акта у суда имеются специфические функции (ч. 7 ст. 213 КАС РФ):

  • суд не устанавливает фактических обстоятельств дела, т.е. совокупности юридических фактов, необходимых для применения нормы права;
  • суд проводит правовую оценку акта (т.е. функция суда сводится к исследованию свойств нормативного правового акта);
  • суд не связан доводами заявителя и его правовой позицией и проявляет инициативу в исследовании законности акта или его части.

Предъявление заявлений об оспаривании нормативных правовых актов

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться:

  1. лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы;
  2. общественное объединение - с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом;
  3. прокурор в пределах своей компетенции, а также органы государственной власти, муниципальные органы и их должностные лица(*), полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан - с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части;
  4. ЦИК РФ, избирательная комиссия субъекта РФ, избирательная комиссия муниципального образования, по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, полагающие, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ либо компетенцию избирательной комиссии - с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта  не действующим полностью или в части.

(* Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования)

Не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ, административные исковые заявления о признании нормативных правовых актов недействующими, если проверка конституционности этих правовых актов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами отнесена к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации (ст. 17 КАС РФ, ч.5 ст. 208 КАС РФ).

По делам об оспаривании нормативных правовых актов судом не могут быть приняты встречные административные исковые требования.

Срок подачи административного искового заявления (ч.6,7 ст. 208 КАС РФ):

  1. о признании нормативного правового акта недействующим - в течение всего срока действия этого нормативного правового акта;
  2. о признании закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования недействующим - в течение 10 дней со дня принятия соответствующего нормативного правового акта.

Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной гл. 2 КАС РФ, при этом подсудность дел определяется уровнем обжалуемого акта:

1) Верховный суд РФ;

  1. Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:
    • об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;
    • об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

2) верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа.

  1. верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела:
    • об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

Форма и содержание административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим

Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1, 8 и 9 ст. 125 Кодекса. Таким образом, заявление подается в суд:

  • в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд, либо
  • посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны:
  1. сведения, предусмотренные п. 1, 2, 4 и 8 ч. 2 и ч. 6 ст. 125 Кодекса:
    • наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
    • наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;
    • сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;
    • иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;
    • в случае подачи заявления прокурором - причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.
  2. наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;
  3. наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования;
  4. сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;
  5. сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения;
  6. наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;
  7. ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в законе;
  8. требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству РФ всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

К административному исковому заявлению прилагаются:

К административному исковому заявлению прилагаются:

  1. уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора;
  2. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;
  3. документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств;
  4. документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя;
  5. доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем;
  6. документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась;
  7. иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению, могут быть представлены в суд в электронной форме.


Вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение 3 дней со дня поступления административного искового заявления в суд, если иной срок не предусмотрен Кодексом.

О принятии административного искового заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого в суде первой инстанции возбуждается производство по административному делу.

Копии определения о принятии административного искового заявления к производству суда направляются лицам, участвующим в деле, их представителям не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов также направляются административному ответчику и заинтересованным лицам, если такие копии не были направлены ранее.

Отказ в принятии административного искового заявления (ст. 128 КАС РФ)

Судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если:
  1. административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством;
  2. административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право;
  3. из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца;
  4. имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по данному административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или имеется определение суда об отказе в принятии административного искового заявления;
  5. имеются иные основания для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренные положениями Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
Об отказе в принятии к рассмотрению административного искового заявления к производству суда судья выносит мотивированное определение, в котором указывает обстоятельства, послужившие основанием для отказа в принятии административного искового заявления, и решает вопрос о возврате государственной пошлины лицу, предъявившему административное исковое заявление, если государственная пошлина была уплачена. Копия этого определения направляется указанному лицу не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.

Отказ административному истцу в принятии административного искового заявления препятствует повторному обращению в суд с таким административным исковым заявлением.

На определение суда об отказе в принятии административного искового заявления может быть подана частная жалоба.

В случае отмены определения об отказе в принятии административного искового заявления такое заявление считается поданным в день первоначального обращения в суд.

Возвращение административного искового заявления  (ст. 129 КАС РФ)

Судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если:

  1. административным истцом не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров;
  2. дело неподсудно данному суду;
  3. административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;
  4. административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд;
  5. в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
  6. до вынесения определения о принятии административного искового заявления к производству суда от лица, обратившегося в суд, поступило заявление о возвращении административного искового заявления;
  7. не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения;
  8. имеются иные основания для возвращения административного искового заявления, предусмотренные положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
О возвращении судом административного искового заявления судья выносит мотивированное определение, в котором указывает
  • обстоятельства, послужившие основанием для возвращения административного искового заявления, и
  • способ устранения обстоятельств, препятствующих возбуждению административного дела, а также
  • решает вопрос о возврате административному истцу государственной пошлины.

Определение суда должно быть вынесено в течение 3 дней со дня поступления административного искового заявления в суд или со дня истечения срока, установленного для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения, если иной срок не установлен Кодексом.

Копия определения о возвращении административного искового заявления вручается или направляется административному истцу вместе с этим административным исковым заявлением и приложенными к нему документами не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения указанного определения.

Возвращение административному истцу административного искового заявления не препятствует повторному обращению в суд с административным исковым заявлением о том же предмете в установленном законом порядке.

На определение суда о возвращении административного искового заявления может быть подана частная жалоба.

В случае отмены определения о возвращении административного искового заявления это административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения административного истца в суд.

Оставление административного искового заявления без движения (ст. 130 КАС РФ)

Судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований, предъявляемых к его форме и содержанию и (или) приложенных к нему документов (ст. 125, 126 КАС РФ), выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором

  1. указывает основания для этого и
  2. устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.

Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.

Если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами (ст. 129 КАС РФ).

На определение суда об оставлении административного искового заявления без движения может быть подана частная жалоба.

Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

Протест прокурора

Частным случаем реализации конституционного права на судебное обжалование решений органов государственной власти является обращение прокурора в суд на предмет признания противоречащим закону нормативного правового акта или его части.

Таким образом, прокурор или его заместитель

  • либо приносит протест на противоречащий закону нормативный правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт,
  • либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ (АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ).

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста (что фактически приводит к изменению норм процессуального права). О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме (ст. 23 ФЗ Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»).

Рассмотрение заявлений об оспаривании нормативных правовых актов

Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются (ст. 213 КАС РФ):

  • судом в срок, не превышающий 2 месяцев со дня подачи административного искового заявления;
  • Верховным Судом РФ в течение 3 месяцев со дня его подачи.

В период избирательной кампании, кампании референдума административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, принятых избирательными комиссиями, либо нормативных правовых актов по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, которые регулируют отношения, связанные с данными избирательной кампанией, кампанией референдума, рассматриваются судом в срок, установленный ч. 1 ст. 241  Кодекса:

  • поступившее в суд в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, - в течение 5 дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования;
  • поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.

Административное дело об оспаривании закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования рассматривается судом в 10-дневный срок со дня поступления административного искового заявления в суд.


Административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается с участием прокурора, который

  • дает заключение по этому административному делу - если административное дело возбуждено не на основании административного искового заявления прокурора;
  • не дает заключение по этому административному делу - если административное дело возбуждено на основании административного искового заявления прокурора.

Извещаются о времени и месте судебного заседания:

  1. лица, участвующие в деле об оспаривании нормативного правового акта, их представители, а также
  2. иные участники судебного разбирательства.

Не является препятствием к рассмотрению административного дела неявка (если явка таких лиц не была признана судом обязательной):

  • лица, обратившегося в суд,
  • прокурора, который участвует в судебном разбирательстве в целях дачи заключения по административному делу, а также
  • представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, а в случае неявки таких представителей наложить судебный штраф в порядке и размере, установленных статьями 122 и 123 Кодекса.

Подробнее

Размер налагаемого судебного штрафа не может превышать:
  • на орган государственной власти, иной государственный орган 100 тысяч рублей,
  • на орган местного самоуправления, иные органы и организации, которые наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями, - 80 тысяч рублей,
  • на организацию - 50 тысяч рублей,
  • на должностное лицо - 30 тысяч рублей,
  • на государственного или муниципального служащего - 10 тысяч рублей,
  • на гражданина - 5 тысяч рублей.
Судебные штрафы, наложенные судом на должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления и других органов, организаций, на государственных и муниципальных служащих, взыскиваются из личных средств этих лиц.

Судебные штрафы взыскиваются в доход федерального бюджета.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд:

  • проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются;
  • не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд в полном объеме выясняет:

  1. нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
  2. соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
    • полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
    • форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
    • процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
    • правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством РФ) и вступления их в силу;
  3. соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 2 и 3, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования, а также признание требования, не влечет за собой обязанность суда прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

Утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Соглашение о примирении сторон по административному делу об оспаривании нормативного правового акта не может быть утверждено.

Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта

Решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта принимается по правилам, установленным главой 15 Кодекса.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

  1. об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
  2. об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст. 186 Кодекса:

  1. по истечении срока, установленного Кодексом для апелляционного обжалования, если оно не было обжаловано;
  2. после рассмотрения судом апелляционной жалобы (если обжалуемое решение суда не отменено), - в случае подачи апелляционной жалоб.

В случае отмены или изменения решения суда первой инстанции определением суда апелляционной инстанции и принятия нового решения оно вступает в законную силу немедленно).

Последствия признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части:

  1. этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты;
  2. не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают;
  3. решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта;
  4. суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
1.375 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий