Надзор прокурора за за исполнением законов при задержании граждан по подозрению в совершении преступления заключается в контроле соблюдения:
- основания задержания (ст. 91 УПК РФ);
- порядка задержания подозреваемого (ст. 92 УПК РФ);
- оснований и порядка освобождения подозреваемого (ст. 94 УПК РФ);
- порядка уведомления о задержании подозреваемого (ст. 96 УПК РФ).
В соответствии с УПК РФ прокурорский надзор при задержании граждан по подозрению в совершении преступления обеспечивается действиями органов следствия и дознания, которые заключаются:
- в получении дознавателем согласия прокурора на направление в суд ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу - п. 2 ст. 91 УПК;
- в сообщении о произведенном задержании прокурору органом дознания, дознавателем или следователем (в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого - ст. 92 УПК);
- в получении согласия прокурора на сокрытие факта задержания (отсутствие уведомления согласно ст. 96 УПК РФ) при необходимости в интересах предварительного расследования (за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним).
Согласно приказу Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 2011 г. № 162 “Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия” в ходе надзора прокурора за за исполнением законов при задержании граждан по подозрению в совершении преступления прокурор обязан:
- своевременно реагировать на необоснованное и незаконное применение к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения (принимать соответствующие меры прокурорского реагирования);
- обращать внимание на соблюдение следственными подразделениями порядка задержания, соответствие сведений, изложенных в протоколе, материалам уголовного дела
- пресекать случаи задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на основании протоколов об административных правонарушениях;
- организовать незамедлительное рассмотрение жалоб на незаконность задержания и нарушения прав задержанных, проверять все изложенные в них доводы с изучением соответствующих материалов уголовного дела, при необходимости опрашивать заявителя;
- при обнаружении лиц, незаконно задержанных или лишенных свободы, незаконно помещенных в медицинский или психиатрический стационар либо содержащихся под стражей свыше срока, определенного уголовно-процессуальным законом, использовать полномочия, предусмотренные ч. 2 ст. 10 УПК РФ (принять меры к немедленному освобождению);
- обеспечивать обязательное участие прокурора в судебном заседании при рассмотрении судом ходатайств об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также о продлении срока содержания под стражей и других ходатайств о даче согласия на производство следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения;
- обращать особое внимание на законность и обоснованность избрания меры пресечения несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым);
- руководствоваться перечнем тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 № 3, а также правилами медицинского освидетельствования указанных лиц.
Меры, принимаемые прокурором по фактам выявленных нарушений законности
В каждом случае установления предусмотренных законом оснований прокурор принимает меры:
- к своевременному обжалованию в кассационном и надзорном порядке решений суда, принятых по ходатайствам об избрании меры пресечения, продлении срока содержания под стражей, а также о производстве иных следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения;
- реагирования на нарушения, допущенные следователем, руководителем следственного органа и прокурором, участвовавшим в рассмотрении ходатайства об избрании (продлении) меры пресечения.
Конкретные меры прокурорского реагирования (помимо указанных в ФЗ "О прокуратуре РФ") раскрываются в приказах Генеральной прокуратуры РФ:
- "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в сокращенной форме" от 3 июля 2013 г. N 262;
- "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия" от 5 сентября 2011 г. N 277;
- "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" от 2 июня 2011 г. N 162;
- "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" от 15 февраля 2011 г. N 33;
- "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" от 6 сентября 2007 г. N 137.
Так, приказ "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в сокращенной форме" от 3 июля 2013 г. N 262 устанавливает следующие меры реагирования:
- инициирование вопроса о привлечении соответствующего должностного лица органа дознания к установленной законом ответственности (п. 1.2.);
- вынесение постановления об отмене незаконного или необоснованного постановления дознавателя о производстве дознания в сокращенной форме (п. 2);
- отмена соответствующего процессуального решения о возбуждении уголовного дела и производстве дознания в сокращенной форме с одновременным письменным указанием о производстве расследования в общем порядке в случае неправильной квалификации содеянного, в том числе с целью исключения ее необоснованного занижения (п. 3), и др.