Наказания и меры уголовно-правового характера, не связанные с лишением свободы, занимают значительное место в системе мер уголовных наказаний.
Исполнение наказаний в виде
-
- исправительных работ,
- обязательных работ,
- лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,
- ограничения свободы,
а также осуществление контроля за условно осужденными и осужденными, которым отбывание наказания отсрочено, в соответствии со ст. 16, 47.1, 177 и 187 УИК возложено на уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России (далее - УИИ или инспекции).
Эффективность надзора в первую очередь зависит от знания уголовно-исполнительного законодательства, методики проведения проверок и умения применять эти знания в практической работе.
При наличии сведений о нарушениях законности, в случае чрезвычайного происшествия прокурор обязан произвести проверку, не ожидая наступления планового срока. При этом проверка может носить как комплексный, так и целевой характер.
Согласно приказу Генпрокуратуры от 30 января 2007 года N 19 "Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" при проверке прокурор выясняет соответствие законодательству деятельности УИИ и организаций, к которой относятся:
- ведение учета осужденных;
- разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказания;
- привлечение осужденных к отбыванию наказания согласно приговору (определению, постановлению) суда;
- осуществление контроля за соблюдением осужденными условий отбывания наказания, их поведением, исполнением возложенных судом на них обязанностей и запретов;
- осуществление контроля за исполнением требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным;
- проведение воспитательной и профилактической работы;
- проведение первоначальных мероприятий по розыску осужденных, а также установлению места нахождения условно осужденного и причин уклонения от контроля;
- привлечение к ответственности осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания или исполнения обязанностей, возложенных судом.
Проверка законности исполнения наказания в виде ограничения свободы
Надзор за осужденными (ст. 60 УИК РФ), отбывающими ограничение свободы, возложен на УИИ (уголовно-исполнительные инспекции) и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия.
Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных инспекции вправе посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного, вызывать его на беседы в УИИ в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания, а также истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденного сведения о его поведении, использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством РФ. Порядок применения указанных технических средств определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми ФСИН России по согласованию с Генпрокуратурой РФ.
При проведении проверок законности исполнения наказания в виде ограничения свободы подлежат выяснению соблюдение требований закона по следующим вопросам:
-
- своевременно ли осужденные ставятся на учет и привлекаются к отбыванию наказания (направление инспекцией осужденного и копий приговоров и извещений на предприятие, где он будет отбывать наказание);
- выполняются ли требования закона о разъяснении осужденному порядка и условий отбывания наказания, его прав и обязанностей;
- ведется ли инспекцией надлежащим образом наблюдение за осужденным;
- посещаются ли осужденные по месту работы и жительства с целью контроля за их поведением;
- проводится ли инспекцией в соответствии с требованиями закона индивидуально-профилактическая работа с осужденными;
- своевременно ли проводятся первоначальные мероприятия по установлению местонахождения осужденных, уклоняющихся от отбывания обязательных работ;
- своевременно и обоснованно ли объявляются в розыск осужденные, местонахождение которых не установлено;
- законно ли осужденный признается злостно уклоняющимся от отбывания наказания и обоснованно ли направлено в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания;
- обоснованно и своевременно ли снимаются осужденные с учета.
При посещении организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы, прокурор беседует с представителями организации, с осужденными, которые там работают; знакомится с актами проведенных в этих организациях проверок, приказами администрации организаций и другими необходимыми документами.
Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов при исполнении наказания в виде ограничения свободы во многом зависит от систематичности проведения проверок и реального принятия прокурором мер, необходимых для устранения выявленных им нарушений закона, а также предупреждения их в будущем.
Особенности проверки законности исполнения наказания в виде исправительных работ
При проведении проверок законности исполнения исправительных работ следует иметь в виду, что исправительные работы отбываются осужденным
-
- по основному месту работы,
- в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного (осужденным, не имеющим основного места работы).
Проверяя соблюдение законности в уголовно-исполнительных инспекциях, прокурор выясняет:
- все ли распоряжения суда обращены к исполнению;
- соблюдение сроков направления осужденных к исправительным работам для отбывания наказания (не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора, определения, постановления);
- полноту и правильность ведения учета осужденных;
- полноту разъяснения порядка и условий отбывания наказания;
- соблюдение осужденными порядка отбывания наказания;
- наличие контроля условий отбывания наказания осужденными и исполнения требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные;
- наличие воспитательной работы с осужденными;
- законность решений о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин;
- своевременность проведения первоначальных мероприятий по розыску осужденных;
- своевременность и правильность удержаний из заработной платы осужденных (в размере, установленном приговором суда, в установленном порядке).
Прокурору следует обращать внимание и на исполнение требования закона о возвращении осужденному излишне удержанных сумм из его заработной платы в случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела.
С учетом данных о состоянии законности прокурору необходимо решить:
-
- проводить ли проверки во всех организациях, в которых работают осужденные к исправительным работам, либо ограничиться проверкой отдельных организаций;
- проводить проверку всех вопросов, входящих в предмет прокурорского надзора, или проверить лишь некоторые из них.
Например, получить информацию о состоянии законности в порядке производства удержаний из заработной платы осужденного можно, ознакомившись с материалами проверок, проводимых по месту работы осужденных уголовно-исполнительной инспекцией, на которую возложена обязанность осуществления контроля за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет.
Особенности проверки законности исполнения наказания в виде обязательных работ
Так же, как и при проверках законности исполнения наказания в виде исправительных работ, при проведении проверок законности исполнения наказания в виде обязательных работ прокурор проводит как в уголовно-исполнительных инспекциях, так и в организациях, в которых осужденные отбывают этот вид наказания.
При этом должно учитываться, что наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией (ст. 25 УИК РФ).
Проверке прокурором подлежат следующие вопросы:
- соблюдение сроков привлечения осужденного к обязательным работам к отбыванию наказания (не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора, определения, постановления - ст. 25 УИК);
- условия исполнения и отбывания наказания;
- исчисление срока обязательных работ;
- соблюдение уголовно-исполнительной инспекцией и администрацией организации, в которых осужденные отбывают обязательные работы, требований закона об их обязанностях;
- полноту и правильность ведения учета осужденных;
- полноту разъяснения порядка и условий отбывания наказания;
- соблюдение осужденными порядка отбывания наказания;
- наличие контроля условий отбывания наказания осужденными и исполнения требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные;
- контроль поведения осужденных;
- правильность ведения суммарного учета отработанного осужденными времени;
- своевременность проведения первоначальных мероприятий по розыску осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания наказания.
Особенности проверки законности исполнения других наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
Специфика прокурорского надзора за исполнением других наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, определяется:
- тем, какой орган или учреждение исполняет этот вид наказания (ст. 16 УИК РФ);
- какие требования о порядке и условиях отбывания каждого из этих видов наказания предусмотрены в законе.
При проведении проверок законности исполнения наказаний прокурорам следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 18 УИК к осужденным могут быть применены меры медицинского характера. Прокурору следует обращать внимание на соблюдение установленного законом порядка исполнения этих принудительных мер.