Прокурорский надзор за исполнением законов в деятельности органов, исполняющих наказания, не связанные с лишением свободы

Наказания и меры уголовно-правового характера, не связанные с лишением свободы, занимают значительное место в системе мер уголовных наказаний.

Исполнение наказаний в виде

а также осуществление контроля за условно осужденными и осужденными, которым отбывание наказания отсрочено, в соответствии со ст. 16, 47.1, 177 и 187 УИК возложено на уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России (далее - УИИ или инспекции).

Эффективность надзора в первую очередь зависит от знания уголовно-исполнительного законодательства, методики проведения проверок и умения применять эти знания в практической работе.

При наличии сведений о нарушениях законности, в случае чрезвычайного происшествия прокурор обязан произвести проверку, не ожидая наступления планового срока. При этом проверка может носить как комплексный, так и целевой характер.

Согласно приказу Генпрокуратуры от 30 января 2007 года N 19 "Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" при проверке прокурор выясняет соответствие законодательству деятельности УИИ и организаций, к которой относятся:

    1. ведение учета осужденных;
    2. разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказания;
    3. привлечение осужденных к отбыванию наказания согласно приговору (определению, постановлению) суда;
    4. осуществление контроля  за соблюдением осужденными условий отбывания наказания, их поведением, исполнением возложенных судом на них обязанностей и запретов;
    5. осуществление контроля за исполнением требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным;     
    6. проведение воспитательной и профилактической работы;
    7. проведение первоначальных мероприятий по розыску осужденных, а также установлению места нахождения условно осужденного и причин уклонения от контроля;
    8. привлечение к ответственности осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания или исполнения обязанностей, возложенных судом.


Проверка законности исполнения нака­зания в виде ограничения свободы

Надзор за осужденными (ст. 60 УИК РФ), отбывающими ограничение свободы, возложен на УИИ (уголовно-исполнительные инспекции) и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия.

Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных инспекции вправе посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного, вызывать его на беседы в УИИ в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания, а также истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденного сведения о его поведении, использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством РФ. Порядок применения указанных технических средств определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми ФСИН России по согласованию с Генпрокуратурой РФ.

При проведении проверок законности исполнения нака­зания в виде ограничения свободы подлежат выяснению соблюдение требований закона по следующим вопросам:

    • своевременно ли осужденные ставятся на учет и привлекаются к отбыванию наказания (направление инспекцией осужденного и копий приговоров и извещений на предприятие, где он будет отбывать наказание);
    • выполняются ли требования закона о разъяснении осужденному порядка и условий отбывания наказания, его прав и обязанностей;
    • ведется ли инспекцией надлежащим образом наблюдение за осужденным;
    • посещаются ли осужденные по месту работы и жительства с целью контроля за их поведением;
    • проводится ли инспекцией в соответствии с требованиями закона индивидуально-профилактическая работа с осужденными;
    • своевременно ли проводятся первоначальные мероприятия по установлению местонахождения осужденных, уклоняющихся от отбывания обязательных работ;
    • своевременно и обоснованно ли объявляются в розыск осужденные, местонахождение которых не установлено;
    • законно ли осужденный признается злостно уклоняющимся от отбывания наказания и обоснованно ли направлено в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания;
    • обоснованно и своевременно ли снимаются осужденные с учета.

При посещении организаций, в которых работают осуж­денные к ограничению свободы, прокурор беседует с пред­ставителями организации, с осужденными, которые там ра­ботают; знакомится с актами проведенных в этих организациях проверок, приказами администрации органи­заций и другими необходимыми документами.

Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов при исполнении наказания в виде ограничения сво­боды во многом зависит от систематичности проведения проверок и реального принятия прокурором мер, необходи­мых для устранения выявленных им нарушений закона, а также предупреждения их в будущем.

Особенности проверки законности исполнения нака­зания в виде исправительных работ

При проведении проверок законности исполнения ис­правительных работ следует иметь в виду, что исправительные работы отбываются осужденным

    • по основному месту работы,
    • в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного (осужденным, не имеющим основного места работы).

Проверяя соблюдение законности в уголовно-исполни­тельных инспекциях, прокурор выясняет:

    1. все ли распоряже­ния суда обращены к исполнению;
    2. соблюдение сроков направления осужденных к исправительным работам для отбывания наказания (не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора, определения, постановления);
    3. полноту и правильность ведения учета осужденных;
    4. полноту разъяснения порядка и условий отбывания наказания;
    5. соблюдение осужденными порядка отбывания наказания;
    6. наличие контроля условий отбывания наказания осужденными и исполнения требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные;
    7. наличие воспитательной работы с осужденными;
    8. законность решений о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин;
    9. своевременность проведения первоначальных мероприятий по розыску осужденных;
    10. своевременность и правильность удержаний из заработной платы осужденных (в размере, установленном приговором суда, в установленном порядке).

Прокурору следует обращать внимание и на исполнение требования закона о возвращении осужденному излишне удержанных сумм из его заработной платы в случаях отме­ны или изменения приговора суда с прекращением дела.

С учетом данных о состоянии законности прокурору не­обходимо решить:

    • проводить ли проверки во всех организа­циях, в которых работают осужденные к исправительным работам, либо ограничиться проверкой отдельных организа­ций;
    • проводить проверку всех вопросов, входящих в пред­мет прокурорского надзора, или проверить лишь некоторые из них.

Например, получить информацию о состоянии за­конности в порядке производства удержаний из заработной платы осужденного можно, ознакомившись с материалами проверок, проводимых по месту работы осужденных уго­ловно-исполнительной инспекцией, на которую возложена обязанность осуществления контроля за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осуж­денных к исправительным работам и перечислением удер­жанных сумм в соответствующий бюджет.

Особенности проверки законности исполнения нака­зания в виде обязательных работ

Так же, как и при проверках законности исполнения наказания в виде исправительных работ, при проведении проверок законности исполнения наказания в виде обяза­тельных работ прокурор проводит как в уголовно-исполнительных инспекциях, так и в организациях, в которых осуж­денные отбывают этот вид наказания.

При этом должно учи­тываться, что наказание в виде обязательных работ испол­няют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых орга­ном местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией (ст. 25 УИК РФ).

Проверке прокурором подлежат следующие воп­росы:

    1. соблюдение сроков привлечения осужденного к обязательным работам к отбыванию наказания (не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соот­ветствующего распоряжения суда с копией приговора, опре­деления, постановления - ст. 25 УИК);
    2. условия исполнения и отбывания наказания;
    3. исчисление срока обязательных работ;
    4. соблюдение уголов­но-исполнительной инспекцией и администрацией органи­зации, в которых осужденные отбывают обязательные рабо­ты, требований закона об их обязанностях;
    5. полноту и правильность ведения учета осужденных;
    6. полноту разъяснения порядка и условий отбывания наказания;
    7. соблюдение осужденными порядка отбывания наказания;
    8. наличие контроля условий отбывания наказания осужденными и исполнения требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные;
    9. контроль поведения осужденных;
    10. правильность ведения суммарного учета отработанного осужденными времени;
    11. своевременность проведения первоначальных мероприятий по розыску осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания наказания.

Особенности проверки законности исполнения дру­гих наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества

Специфика прокурорского надзора за исполнением дру­гих наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, определяется:

    1. тем, какой орган или уч­реждение исполняет этот вид наказания (ст. 16 УИК РФ);
    2. какие требования о порядке и условиях отбывания каждого из этих видов нака­зания предусмотрены в законе.

При проведении проверок законности исполнения наказа­ний прокурорам следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 18 УИК к осужденным мо­гут быть применены меры медицинского характера. Проку­рору следует обращать внимание на соблюдение установлен­ного законом порядка исполнения этих принудительных мер.

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).