Согласно ст. 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 - 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37,частью 2 статьи 14.38, статьями 14.43-14.49, 14.50, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1, 14.31.2, 14.32, 14.33 КоАП РФ.
Важное значение для разъяснения отдельных норм действующего в этой сфере процессуального законодательства имеют Постановления Пленума ВАС РФ
Виды дел об административных правонарушениях, рассматриваемых в арбитражном суде:
- дела о привлечении к административной ответственности;
- дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности
Ст. 202 АПК РФ устанавливает порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности в арбитражных судах.
При определении приоритета применяемого процессуального акта следует руководствоваться п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", согласно которому в случаях, когда в гл. 25 Кодекса содержатся конкретные правила, то именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности (в частности, по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не постановление, как это предусмотрено в ст. 29.9 КоАП).
Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 25 АПК РФ и федеральном законе об административных правонарушениях.
Производство по делу о привлечении к административной ответственности в арбитражных судах возбуждается на основании:
- заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее - административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (ст. 202 АПК РФ);
- заявлений прокурора (прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры).
Относительно права прокурора на обращение в суд с вышеназванным заявлением дается разъяснение в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2, согласно которому при возбуждении производства по делам о привлечении к административной ответственности судам необходимо учитывать положения п. 2 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", предоставляющие прокурору и его заместителю право возбуждать производство по делу об административном правонарушении, а также положения ст. ст. 28.4 и 28.8 КоАП, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела. При этом следует иметь в виду, что в силу упомянутых норм такими правами и полномочиями обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры.
Ст. 203 АПК РФ устанавливает, что заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд:
- по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (территориальная подсудность);
- по месту совершения административного правонарушения - в случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства (альтернативная подсудность).
Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должно соответствовать требованиям к исковому заявлению, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ.
В заявлении должны быть также указаны:
- дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;
- сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;
- нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;
- требование заявителя о привлечении к административной ответственности.
К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Несоблюдение требований по оформлению заявления влечет последствия, предусмотренные ст. 128, 129 АПК РФ:
- оставление заявления без движения;
- возвращение заявления.
Поданное с соблюдением всех требований заявление принимается к производству, о чем судьей единолично выносится определение.
Судебное разбирательство по делам о привлечении к административной ответственности
Согласно ст. 205 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий 2 месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях.
Арбитражный суд может продлить срок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности не более чем на месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока рассмотрения дела арбитражный суд выносит определение.
Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа, а также лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 Кодекса.
ВАЖНО!
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В случае непредставления административным органом, составившим протокол, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанного органа по своей инициативе.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелись ли:
- событие административного правонарушения;
- факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;
- основания для составления протокола об административном правонарушении;
- полномочия административного органа, составившего протокол;
- административная ответственность, предусмотренная законом за совершение данного правонарушения;
- основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол,
а также определяет меры административной ответственности.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ.
По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение:
- о привлечении к административной ответственности или
- об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
В резолютивной части решения о привлечении к административной ответственности должны содержаться:
- наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- нормы закона, на основании которых данное лицо привлекается к административной ответственности;
- вид административного наказания и санкции, возложенные на лицо, привлеченное к административной ответственности.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Копия решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности направляется арбитражным судом в 3-дневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.
Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности
Ст. 207 АПК РФ устанавливает, что дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 АПК РФ и федеральном законе об административных правонарушениях.
Подача заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений:
- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;
- лиц, признанных потерпевшими (в соответствии со ст. 25.2, 28.2 КоАП РФ).
по месту нахождения или месту жительства заявителя либо
по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
По ходатайству заявителя арбитражный суд может:
- восстановить пропущенный процессуальный срок;
- приостановить исполнение оспариваемого решения.
Приостановление исполнения оспариваемого постановления об административном взыскании означает, что уполномоченный орган или должностное лицо не имеют права производить какие-либо действия по исполнению обжалованного постановления (решения). О приостановлении исполнения постановления и сроке приостановления судье арбитражного суда можно указать в определении о принятии дела к производству. Приостановление исполнения постановления оканчивается с истечением срока приостановления, если заявление организации или индивидуального предпринимателя оставлено без удовлетворения. В этом случае также приостанавливается течение срока давности исполнения постановления (ст. 31.9 КоАП РФ).
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности должно соответствовать требованиям к исковым заявлениям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 Кодекса.
В заявлении должны быть также указаны:
- наименование административного органа, принявшего оспариваемое решение;
- название, номер, дата принятия оспариваемого решения и иные сведения о нем;
- права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его мнению, оспариваемым решением;
- требование заявителя и основания, по которым он оспаривает решение административного органа.
К заявлению об оспаривании решения административного органа прилагаются текст оспариваемого решения, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления об оспаривании решения в административный орган, его принявший.
Судебное разбирательство по делам об оспаривании решений административных органов
Дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 2 месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом.
Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле, и других заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Арбитражный суд может признать обязательной явку представителя административного органа, принявшего оспариваемое решение, и лица, обратившегося в суд с заявлением, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В случае непредставления административными органами доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанных органов по своей инициативе.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает:
- законность и обоснованность оспариваемого решения;
- наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение;
- имелись ли законные основания (факт совершения, вина и т.д.) для привлечения к административной ответственности;
- соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности;
- не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также
- иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ (Решение арбитражного суда).
По результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения об административном взыскании арбитражный суд выносит следующие виды решений:
1) об отказе в удовлетворении заявления - если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным;
2) о признании решения (постановления) административного органа незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части или об изменении решения - если:
- оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо
- отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо
- оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Копия решения направляется арбитражным судом в3-дневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.