Саксонское и Швабское зерцала: общая характеристика

Сборник представляет собой запись сложившегося к началу XIII в. обычного права Восточной Саксонии. В сборнике с определенных политических позиций высказываются возражения против человеческой несвободы, рабской и крепостной зависимости. Он ратует за преодоление междоусобиц и раздробленности под началом императорской вла­сти и должностных лиц государства, за надежное соблюдение права как воплощенной справедливости во взаимоотношениях людей, не только "равных" по положению, но и пребывающих в различных формах зависимости и подчинения: во взаимных отно­шениях между монархом и подданными, между господином и вас­салами. Справедливость была нацелена на защиту работника в деле гарантированного получения платы за труд, она обеспечивалась с помощью четкого и определенного нормирования феодальных по­винностей. В сборнике нашло признание право на со­противление несправедливости и правонарушениям вплоть до во­оруженной борьбы против нарушающих свой долг монарха, долж­ностного лица, господина и т.д.

Все эти варианты обеспечения справедливости находили в разное время и поддержку, и прямое использование у представителей самых разнородных по ориентациям политических сил — у борцов за освобождение крестьян от крепостной зависимости, у гуманистов и демократов, а также у монархистов и консерваторов. На первый план выдвигались самые важ­ные и самые адекватные политическим установкам положения "Саксонского зерцала" относительно регулирования имуществен­ных отношений, а также отношений семейных, наследственных и др., например:

  • предусматривались ограничения в применении пы­ток, испытаний огнем и др.;
  • судебная защита достоинства женщи­ны, в особенности прав вдовы и детей;
  • провозглашалось равнопра­вие славян и немцев (крестьян);
  • право подсудимого, не говоряще­го по-немецки, на помощь переводчика.

Своеобразный раздел сборника составили правила и требова­ния к рациональному ведению хозяйства, культуре земледелия, животноводства, строительства, добычи ископаемых, водопользо­вания и дорожного транспорта, к использованию заповедников и иных природных богатств.

Структура сборника

Сборник состоит из двух крупных раз­делов:

  • Земского права (Ландрехта, 3 книги);
  • Ленного права (Ленрехта, 3 главы; причем гл. 2 и 3 имеют законоустановления о порядке судопроизводства и о городском лене).

Ландрехт содержит положение о сословном делении:

  • свободные люди (благородные и неблагородные), именуемые шёффенским сословием;
  • несвободные люди (крепостные и зависимые), кото­рые несли денежные повинности, платили чинш, пребывали в статусе арендатора, батрака, или лита).

Самый желаемый ста­тус — статус свободы. Фон Репков полагал, что человек-хри­стианин по естественному праву свободен, однако в действующей правовой системе господствует иной принцип: человек может стать собственностью другого.

Ленрехт подробно излагает особенности ленных (феодально-зависимых) отношений — порядок получения, держания и утра­ты ленов, обсуждает виды ленов, в том числе городских, и особенности ленного быта и нравов.

Сам сборник составлен в полном соответствии с казуистической практикой судебного разбирательства (с участием шёффенов, выборных уважаемых лиц для участия в судебном разбиратель­стве). Большое внимание наряду с регулированием поземельных отношений уделено также борьбе с преступлениями против соб­ственности. Наказания в этих случаях были особенно жестоки. Помимо традиционных штрафа и вергельда применялось выкалывание глаз, сажание на кол, сдирание кожи, зака­пывание живьем в землю. Из особенно мучительных видов казни практиковалось колесование, сожжение на костре, повешение, отсе­чение головы и такие изувечивающие наказания, как вырывание языка и отсечение руки.

Церковь и империя

Взаимодействие церкви и светской власти трактовалось в духе концепции двух мечей. «Два меча предоставил Бог земному царству для защиты христианства. Папе предназначен духовный меч, императору — светский». Это значит, кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе. Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается.

Имущественное право

"Саксонское зерцало" упоминает многочисленные сделки — купли-продажи, ссуды, личного найма, хранения и т.д., но в целом договорные обязательства при отсутствии развитого обмена были разработаны довольно слабо. Сделки с передачей имущества обычно заключались в суде, чтобы суд удостоверил сам факт их совершения. Более подробно регламентировались обязательства из причинения вреда, призванные охранять в основном земельную собственность от потрав, порчи посевов, нарушений межи и т.п. За причинение вреда предписывалось возмещение ущерба и уплата штрафа судье.

Повинности

Наиболее обстоятельно расписаны годичные цик­лы повинностей и выплат. Каждый христианин обязан по достижении им совершеннолетия трижды в году принимать участие в цер­ковном суде в том епископстве, где он проживает. Свободные люди, занятые в судах, подразделялись на три категории:

  • шёффенские люди (участвовали в суде епископа);
  • чиншевики (заседа­ли в суде пробства, руководителя монастырского хозяйства);
  • поселенцы (были заняты в суде декана, священника капитула).

В ст. 58 § 2 кн. 2 подробно расписано то, что причитается поставлять господину в течение всего сельскохо­зяйственного года.

Семейно-наследственные отношения

В области брачно-семейных отношений самым харак­терным было положение о том, что при сословно-неравном бра­ке жена следовала состоянию мужа, а дети следовали состоянию того из родителей, который находился на более низкой ступени со­циальной лестницы, и были соответственно ограничены в правах наследования.

На время брака все имущество пребывало в режиме общно­сти, но распоряжался им один муж, жена полностью лишалась та­кой возможности. В случае развода она получала обратно то, что принесла с собой. Лишь в части движимого имущества была доля, которая предназначалась для личного использования женщиной, и называлась она женской долей, хотя распоряжение ею было в безраздельной власти мужа. Относительно недвижимого имущества жены действовало правило: "Имущество жены не дол­жно ни расти, ни уменьшаться".
Предусматривалась "продуктовая доля", устанавливаемая только после прекраще­ния брака в случае развода или после смерти главы семейства и открытия наследства.

Женская доля наследовалась по женской линии ближайшей родственницей умершего мужа, утренний дар и продуктовую долю жене сохраняли. В случае развода за женой сохранялось только пожизненное содержание, женская доля и продуктовая доля (Ландрехт, кн. 3 ст. 74).

Ленное право предусматривало принцип единонаследования. Лен отца переходил только одному сыну, но это правило не распространялось на земское право, где все сыновья наследовали в разных долях.
Лишенными права на получение лена и на защиту по ленному праву были следующие категории лиц:

  • клирики;
  • женщины;
  • крестьяне (полусвободные литы, чиншевики и батраки);
  • купцы;
  • "лишенные прав", "незаконнорожденные", "все нерыцар­ского звания" со стороны отца и их предков (ст. 4 гл. 1 Ленрехта).

Обязательственные отношения

В области обязательственных отношений самое большое вни­мание уделено обязательствам, вытекающим из причинения вреда, наименьшее внимание привлекают обязательства из договоров, что связано было со слабым развитием товарно-денежных отно­шений.

Основа ленной системы — договор о верности между гос­подином и вассалом. Ленник должен принести своему господину известную присягу в том, что он будет ему верен и будет ему другом. Таким образом, ленник является по отношению к своему господину обязанным, поскольку он его человек и от него держит лен.

Обязанности ленника:

  • верность;
  • служба;
  • уча­стие в феодальной курии сеньора.

Обязанности господина перед ленником:

  • не обременять чрезмерной службой;
  • не отказывать ему в правосудии;
  • не переводить в более низкий ранг;
  • не лишать лена бесправным способом и др.

В случае споров ленника с господином допрашивались только те свидетели, которых называл ленник. Утверждения своего господина ленник мог опровергать своим клятвенным заверением (присягой).

Судебная защита прав

В сборнике даны ответы и содержатся рекомендации по следующим вопросам:

  1. как защитить свои права?
  2. какие необходимы доказательства для охраны своих прав?
  3. в ка­кой суд нужно обратиться?
  4. как вести процесс, чтобы не потерпеть ущерба?

Власть судейских чиновников была подкреплена собственнос­тью, т.е. их должностные полномочия были дополнены правом на судебный лен. Обладающее судебной властью лицо являлось одновременно крупным земельным собственником. Все участники судебного аппарата (судьи, графы, их заместители, их вассалы, заседающие в земском суде шёффены и т.д.) занимали каждый свое место на ступенях судейской иерар­хии в полном соответствии с их земельной собственностью, их зе­мельными правами. Так, например, шёффен вместе с земельной собственностью наследовал и шёффенское кресло своего отца. Судебный исполнитель также должен был владеть земельным уча­стком.

Король был в равной мере источником ленного владения и всякой судебной власти (таково характерное для феодального строя сочетание землевладения с политической властью). В то же время единая судебная система отсутствовала — не было суда, равного для всех.

Суды подразделялись на следующие виды:

  • церковные;
  • ленные;
  • земские;
  • городские;
  • королевский.

Церковные суды существовали под началом епископа, пробста и декана. Светские суды — под началом графа, его заместителя (шультгейса), гографа и фогта (для низших свободных сословий), суда сельского старосты. Пос­ледний ведал только мелкими делами, по которым предусматри­вались штраф и телесные наказания.

"Саксонское зерцало" — один из хорошо известных сборни­ков на протяжении всей средневековой истории Германии. Из него были сделаны многочисленные заимствования в других зем­лях, в том числе в сборниках городского права (например, в грамотах Магдебургского права 1261 г.). Они сделались возмож­ными в силу того обстоятельства, что Эйке фон Репков изложил практически все местное право, применявшееся в земских судах в отношении всех свободных, и сделал это так, что в нем воп­лотились общие основы феодального права (земского и ленного) и общегерманского права. Сборник применялся в судах на про­тяжении свыше 600 лет. В отдельных германских государствах он действовал до 1 января 1900 г., когда вступило в действие Гер­манское гражданское уложение. В настоящее время сохраняется около 219 рукописей этого сборника из общего количества 341 Датировка сборника до сих пор остается дискуссионной, разброс мнений — от 1221 до 1235 г.

Швабское зерцало

Швабское зерцало — сборник обычного феодального права (земского и ленного) для области Швабии (Германия). Составлен около 1275 г. на основе Немецкого зерцала и Саксонского зерцала. По полноте и оригинальности значительно уступая последнему, он вместе с тем служит ценным юридическим источником для изучения феодального права, ленной системы и политического строя Германии периода феодальной раздробленности.

Источники Швабского зерцала:

  • "баварская" и "аллеманская" правды;
  • капитулярии ;
  • римское и каноническое право;
  • Библия;
  • проповеди францисканцев;
  • обычное право (в небольшой степени).

Швабское зерцало не выдерживает сравнения с Саксонским: оно многоречиво, неясно, но как источник истории права имеет большое значение и много дает для выяснения различий в юридическом мировоззрении эпохи последних Гогенштауфенов и эпохи Рудольфа Габсбургского. Саксонское зерцало составлено в императорском духе, Швабское уступает много места папе и церкви; римское право оказывает на него больше влияния, чем на Саксонское, составитель которого не имел перед глазами римского источника.
Швабское зерцало пользовалось большой популярностью и большим распространением; при составлении других кодексов и при судебных решениях оно играло большую роль.

2.75 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий