На протяжении всей отечественной истории систематизации законодательства отводилось особое значение: огромное количество нормативных актов необходимо было структурировать и привести в единую, согласованную систему.
Причины систематизации российского законодательства в первой половине XIX века:
- рост государственного бюрократического аппарата;
- централизация управления;
- значительное увеличение числа НПА.
Комиссия составления законов во главе с П.В.Завадовским (с 1801 г.) сменила Уложенные комиссии времён Екатерины Второй, результат работы которых был неудовлетворителен. Но лишь при Николае I удалось развернуть по-настоящему и завершить систематизацию российского законодательства, так как было дано указание привести в порядок существующие нормы права, за чем император наблюдал лично. С 1826 года подготовка Полного собрания законов возложена на Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.
Фактически комиссию возглавлял М.М. Сперанский - опытный юрист, впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808 - 1809 гг.
Этапы систематизации российского законодательства в первой половине XIX века:
- сбор всех законов, изданных с момента принятия Соборного Уложения (создание Полного собрания законов);
- приведение их в определенную систему (создание Свода законов Российской империи);
- издание нового Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г..
Первым этапом являлось создание Полного собрания законов (наиболее полного сборника законодательных актов Российской империи, расположенных в хронологическом порядке). Собрание считается монументальным памятником русского права. Оно вобрало в себя все нормативные акты со времён Соборного Уложения 1649 года вплоть до начала царствования Николая I. Таких актов набралось свыше 50 тыс., излагались они в хронологическом порядке. Впоследствии Полное собрание законов дополнялось текущим законодательством. Таким образом, появилось второе Полное собрание законов Российской империи, включившее в себя акты до 1881 года.
После издания Полного собрания законов Сперанский реализовал второй этап работы - создание Свода законов Российской империи. При его составлении исключались устаревшие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста.
В Своде законов материал был систематизирован особым образом. Если ПСЗ строилось по хронологическому принципу, то в Своде нормативные акты излагались в систематическом, а не в хронологическом порядке.
В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частное (государственное и гражданское).
Свод был издан в 15 томах, объединенных в 8 книгах. В 1885 г. к Своду был добавлен 16 том, включавший в себя процессуальное законодательство.
- законы об управлении (органах власти) и государственной службе;
- уставы о повинностях;
- уставы казенного управления (о податях, пошлинах, питейном сборе);
- законы о сословиях;
- гражданское законодательство;
- уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые, уставы об отраслях промышленности);
- уставы благочиния (врачебный устав, уставы о народном продовольствии, общественном призрении);
- уголовный закон.
Следующим этапом принято считать разработку Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Она началась сразу после создания Свода законов и производилась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении Императорской канцелярии. При разработке проекта был использован том XV Свода законов. Авторы Уложения помимо российского права изучили проекты многих европейских кодексов.
Проект Уложения был готов к 1844 г. После рассмотрения проекта в Госсовете Уложение было утверждено императором в августе 1845 г. и введено в действие 1 мая 1846 г.
Система российского права, оформленная в первой половине XIX в., действовала до Октябрьской революции.