«Славная революция» 1688-1689 гг. и оформление конституционной монархии в Англии.
Яков II начал свое правление (1685 г.) изданием прокламации, предписывающей продолжение выплат платежей таможенных пошлин, которые были предоставлены его покойному брату Карлу II лишь на время его жизни. В следующем году король учредил суд комиссаров по церковным делам из семи лиц под председательством канцлера. По сути дела это было восстановлением суда Высокой комиссии, который ведал религиозными нарушениями и был упразднен.
Политика Стюартов, которая грозила обратным перераспределением церковных земель, захваченных буржуазией и джентри, привела к кратковременному объединению вигов и тори. Произошел дворцовый переворот 1688 г., названный «Славной революцией», с целью замены Якова II более "удобным" монархом. В результате Якова II был смещен и бежал из страны, а его место занял приглашенный на престол принц Вильгельм Оранский, которого "всемогущему Богу угодно было сделать достославным орудием освобождения этого королевства от папизма и произвольной власти".
«Славная революция» завершила оформление компромисса между фактически господствующей в важных сферах жизни общества буржуазией и официально правящей земельной аристократией. Политическая власть в центре и на местах оставалась в основном в руках знатных землевладельцев в обмен на гарантии соблюдения интересов финансовой верхушки буржуазии. Указанный компромисс заложил основы прочного консенсуса между ведущими политическими силами по основополагающим вопросам социально-политического развития страны, который стал важнейшей чертой английской политической культуры в XIX и XX вв. Отныне разногласия между этими силами не должны были носить "принципиального" характера, способного нарушить такое соглашение и политическую стабильность в английском обществе.
Важнейшим политическим результатом такого компромисса стало утверждение в Англии конституционной монархии, получившей закрепление в двух актах парламента:
- Билле о правах 1689 г.;
- Акте об устроении 1701 г.
Билль о правах 1689 г.
Билль прав от 13 февраля 1689 г. стал долговременной основой английской конституционной монархии, закрепив раз и навсегда верховенство парламента в области законодательной и финансовой политики. В нем в 13 различных статьях подтверждались также права и свободы подданных (граждан и парламентариев), которые особенно часто нарушались в последнее время и потому подлежали "восстановлению и подтверждению". В Билле о правах (первоначально он назывался Декларацией прав) зафиксированы следующие положения:
- всякий закон и всякий налог исходят только от парламента;
- никто, кроме парламента, не может освобождать от действия закона, отменяя закон или приостанавливая его действие;
- запрещается требовать чрезмерные залоги, наложение чрезмерных штрафов или "жестоких и необычных наказаний";
- узаконивается свобода слова, прений и всего того, что происходит в парламенте, свобода выборов членов парламента, свобода подачи петиций и др.;
- гарантируется регулярный созыв парламента;
- парламенту принадлежит право давать согласие на "набор и содержание постоянного войска в мирное время в пределах этого королевства".
В Билле содержались также некоторые условия занятия престола Вильгельмом и Марией. В частности, утверждался измененный текст "присяги подданничества и подчинения" королю и королеве. Объявлялось и узаконивалось, что "подтверждаемые и требуемые" в Билле "права и вольности в их совокупности и в отдельности, составляют достоверные, исконные и несомненные права и вольности народа этого королевства и как таковые должны быть почитаемы, признаваемы, присуждаемы, рассматриваемы и понимаемы, что все вышеприведенные статьи должны быть строго и неуклонно исполняемы и соблюдаемы так, как они изложены в означенном заявлении".
Принципиальным положением конституционного характера стал запрет для католика занимать престол, который действует и в настоящее время.
Билль содержал специальное указание, что парламент должен созываться достаточно часто. Впоследствии это положение было уточнено, и срок полномочий парламента был определен сначала в 3 года, а затем - 7 лет.
Акт о престолонаследии 1701 г. (Акт об устроении)
Акт об устроении 1701 г., именуемый также Законом о престолонаследии, устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения прерогатив законодательной и исполнительной власти:
- лица, вступившие на английский трон, обязаны были присоединиться к англиканской церкви;
- судьи, назначаемые короной, могли оставаться на своих постах, "пока ведут себя хорошо", и отстранялись от должности только по представлению обеих палат парламента;
- запрещалось совмещение членства в палате общин с занятием должности королевского министра (с целью уменьшения влияния короны на деятельность палаты, это положение было вскоре отменено);
- все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи соответствующих королевских министров (контрасигнатура), по совету и с согласия которых они приняты;
- лишение короля права помилования своих министров, осужденных парламентом в порядке импичмента.
Таким образом, на рубеже XVII-XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие институты буржуазного государственного права:
- верховенство парламента в области законодательной власти;
- признание за парламентом исключительного права вотировать бюджет и определять военный контингент;
- принцип независимости судей.
Акт об устроении заканчивается подтверждением незыблемости принципа соблюдения законов всеми королями и королевами, всеми министрами и их подчиненными.
Вместе с тем законодательство XVII—XVIII вв. не решило окончательно вопрос о взаимоотношениях властей. Дуализм власти продолжал сохраняться: не случайно государственный строй Англии XVII-XVIII вв. обычно определяется как дуалистическая монархия. Королевская прерогатива не была по-прежнему законодательно определена. Король сохранял право абсолютного вето в отношении законопроектов, прошедших через парламент, безраздельное право на формирование своего правительства и осуществление с его помощью своей политики. Представление о триедином парламенте (король и две палаты) оставалось теоретически неизменным. Никакой ответственности перед парламентом король не нес, как не несли политической ответственности ни Правительство Его Величества, ни так называемый кабинет, который выделился из Тайного совета в составе коллегии из 5-7 наиболее важных министров-советников короля.
Так завершилось оформление английской конституционной монархии, которую стали называть, с учетом верховенства властных полномочий парламента, также парламентарной монархией. Ее основными особенностями можно считать:
- верховенство законодательного собрания (парламента) в системе взаимоотношений трех властей (законодательной, министерской и судебной);
- ответственность министров за результаты своей деятельности перед парламентом;
- независимость судей;
- судебный надзор за законностью арестов и лишением свободы граждан с возмещением причиненного морального и иного вреда с пользу самого пострадавшего.