Содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений его социально-правовое значение

Содержание под стражей — это наиболее строгая мера пресечения, предусмотренная уголовно-процессуальным законодательством, которая выражается в лишении на определенный срок свободы лица, обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления.

Данная мера пресечения регулируется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

Согласно ст. 91 УПК РФ при наличии данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    1. это лицо пыталось скрыться, либо
    2. не имеет постоянного места жительства, либо
    3. не установлена его личность, либо
    4. если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Ст. 5 ФЗ устанавливает следующие основания содержания под стражей:

    • протокол задержания, составленный в порядке, установленном УПК РФ - лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений;
    • судебное решение, вынесенное в порядке, установленном УПК РФ - подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Социально-правовое значение содержания под стражей

Содержание под стражей по своей сущности сходно с такими уголовными наказаниями, как арест и лишение свободы, однако существенно различается по социально-правовому назначению и правовой природе.

Уголовное наказание является и карой, и средством исправления преступника. Эти цели не могут быть поставлены при избрании такой меры пресечения, как содержание под стражей. Лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления, в силу презумпции невиновности юридически не могут считаться преступниками. А отсюда следует, что содержание под стражей в порядке меры пресечения не является ни карой, ни средством исправления.

Цель содержания под стражей:
    • изоляция подозреваемых и обвиняемых от общества.

Существуют два традиционных для России вида мест содержания под стражей:

    1. следственные изоляторы (СИЗО);
    2. изоляторы временного содержания.
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).