Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения регламентируется главой 14.6 НК РФ.
Общие положения о соглашении о ценообразовании для целей налогообложения
Соглашение о ценообразовании (ст. 105.19 НК РФ) представляет собой соглашение между налогоплательщиком (из категории крупнейших налогоплательщиков) и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения в течение срока его действия в целях обеспечения соблюдения положения пункта 1 статьи 105.3 НК РФ.
Предмет соглашения о ценообразовании:
- виды и (или) перечни контролируемых сделок и товаров (работ, услуг), в отношении которых заключается соглашение;
- порядок определения цен и (или) описание и порядок применения методик (формул) ценообразования для целей налогообложения;
- перечень источников информации, используемых при определении соответствия цен, примененных в сделках, условиям соглашения;
- срок действия соглашения;
- перечень, порядок и сроки представления документов, подтверждающих исполнение условий соглашения о ценообразовании.
Иные условия соглашения о ценообразовании могут быть установлены по соглашению сторон.
Стороны соглашения о ценообразовании
Сторонами соглашения о ценообразовании являются:
- налогоплательщик;
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в лице его руководителя (заместителя руководителя),
если иное не предусмотрено п. 2 ст. 105.20 НК РФ.
В случае, если заключение соглашения о ценообразовании предусматривается в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, налогоплательщик вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с заявлением о заключении такого соглашения о ценообразовании с участием уполномоченного органа исполнительной власти такого иностранного государства в порядке, устанавливаемом Министерством финансов РФ.
В случае совершения однородных контролируемых сделок между несколькими российскими взаимозависимыми организациями (группой налогоплательщиков) с указанными организациями может быть заключено многостороннее соглашение о ценообразовании. При этом условия указанного соглашения распространяются на всю группу налогоплательщиков, его заключивших.
Общие интересы группы налогоплательщиков может представлять одна организация из группы налогоплательщиков, полномочия которой подтверждаются доверенностями, выданными в порядке, установленном законодательством РФ.
Налогоплательщик, заключивший соглашение о ценообразовании, вправе уведомить лиц, с которыми совершаются сделки, о факте заключения такого соглашения и об установленном в нем порядке определения цены, применяемой для целей налогообложения.
Соглашение о ценообразовании может быть заключено по одной либо нескольким сделкам (группе однородных сделок), имеющим один и тот же предмет, на срок, не превышающий 3 лет.
Налогоплательщик при соблюдении им всех условий соглашения о ценообразовании вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с заявлением о продлении срока действия соглашения о ценообразовании не более чем на 2 года в порядке, предусмотренном статьей 105.22 НК РФ.
Соглашение о ценообразовании вступает в силу с 1 января календарного года, следующего за годом, в котором оно было подписано, если иное не предусмотрено непосредственно указанным соглашением.
Порядок заключения соглашения о ценообразовании
Порядок заключения соглашения о ценообразовании регламентируется статьей 105.22 НК РФ.
К заявлению налогоплательщика о заключении соглашения о ценообразовании, представленному налогоплательщиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, прилагаются:
- проект соглашения о ценообразовании;
- документы о деятельности налогоплательщика, связанной с контролируемыми сделками, а также о контролируемых сделках, в отношении которых налогоплательщиком предлагается заключить соглашение о ценообразовании;
- копии учредительных документов налогоплательщика;
- копия свидетельства о государственной регистрации налогоплательщика;
- копия свидетельства о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе по месту его нахождения на территории РФ;
- бухгалтерская (финансовая) отчетность налогоплательщика за последний отчетный период;
- документ, подтверждающий уплату заявителем государственной пошлины за рассмотрение федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, заявления о заключении соглашения о ценообразовании;
- иные документы, содержащие информацию, имеющую значение при заключении соглашения о ценообразовании.
Документы представляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в произвольной форме, если иная форма не установлена законодательством РФ.
Федеральный орган исполнительной власти вправе запрашивать у налогоплательщика другие, не предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи документы, необходимые для целей соглашения о ценообразовании.
По результатам рассмотрения документов, представленных налогоплательщиком, принимается одно из следующих решений:
- решение о заключении соглашения о ценообразовании;
- мотивированное решение об отказе от заключения такого соглашения;
- решение о необходимости доработки проекта соглашения.
Соответствующее решение направляется налогоплательщику (уполномоченному представителю налогоплательщика) в течение пяти дней с даты принятия такого решения.
При повторном представлении проекта соглашения о ценообразовании и документов:
- государственная пошлина не взимается;
- решение принимается в течение трех месяцев.
Основания для принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании (в частности):
- непредставление или представление не в полном объеме документов;
- неуплата или неполная уплата государственной пошлины;
- мотивированный вывод.
Решение об отказе в заключении соглашения о ценообразовании может быть обжаловано в суд в соответствии с законодательством РФ.