Земельный кодекс (ЗК РФ) Глава I. Общие положения Ст. 2 ЗК РФ устанавливает, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Земельное законодательство состоит из
-
- настоящего Кодекса,
- федеральных законов и
- принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Однако некоторые авторы считают, что система современного земельного законодательства Российской Федерации включает в себя и Конституцию РФ.
Конституция как источник земельного права
Основной закон — Конституция России, предусматривающая основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления.
Конституционные положения являются отправными для других отраслей права, в том числе для земельного.
При этом «земельные» нормы Конституции РФ можно условно разбить на две большие группы:
1) непосредственно посвященные земельным отношениям:
-
- ст. 9 — о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;
- ст. З6 — о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;
- ст. 42 — о праве каждого на благоприятную окружающую среду;
- ст. 58 — об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;
- ст. 72 — об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности.
2) опосредованно участвующая в регулировании земельных отношений:
-
- ст. 2, 17 и 18 — о человеке, его правах и свободах как высшей ценности, защита которых является обязанностью государства и всех его органов;
- ст. 1, 7 -- о демократическом, правовом, социальном характере Российского государства;
- ст. 8 — о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности;
- ст. 19 — о равенстве всех перед законом и судом;
- ст. 25, 40 — о праве на жилище и его неприкосновенности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище;
- ст. 45, 46, 47 и 48 — о гарантировании государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, в частности гарантировании судебной защиты;
- ст. 57 — об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы и др.
Аналогично строятся и конституции, уставы субъектов Российской Федерации.
Главенствующее положение Конституции среди других законов обусловлено тем, что она имеет наивысшую юридическую силу среди других высших нормативных актов — законов и обладает прямым действием на всей территории Российской Федерации. Это означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Федеральные законы как источники земельного права
Если среди источников земельного права на первом месте находится нормативный правовой акт, то среди различных видов нормативных правовых актов закон в России стоит на первом месте и занимает особое положение, что обусловлено следующим:
- закон — это нормативный акт, принимаемый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений;
- законы могут приниматься только высшими представительными (законодательными) органами Российской Федерации и ее субъектов либо всенародным голосованием — референдумом в особом порядке.
Среди относящихся к земельному праву законов России можно отметить такие, как
-
- Земельный (2001 г.), Водный (2006 г.), Лесной (2006 г.), Градостроительный (2004 г.) кодексы;
- Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве";
- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости";
- Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
- Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";
- Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель";
- Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" и др.
Эти и другие непосредственно «земельные» законы составляют сердцевину земельного права, его основную часть на федеральном уровне. Как предусматривается в ст. 2 Земельного кодекса РФ, нормы земельного права, содержащиеся в федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.
Источниками земельного права являются федеральные законы, входящие в иные отрасли права, но предусматривающие земельные нормы. Законы других отраслей права можно условно разделить на две группы:
1) законы природоресурсного блока (регулируют отношения по поводу использования и охраны иных природных ресурсов - кроме земли): Федеральные законы «О недрах» 1992 г., «О животном мире» 1995 г., «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г. и др.; их считают входящими в природоресурсную подотрасль экологического права;
2) законы иных отраслей права.
Группу федеральных законов, содержащих нормы земельного права, представляют Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ: в них содержится немало предписаний, относящихся к земельным отношениям. В частности, в КоАП РФ и УК РФ содержатся составы земельных правонарушений (преступлений), за которые устанавливается и применяется соответственно административная или уголовная ответственность — в зависимости от степени общественного вреда или общественной опасности.
Законы субъектов федерации как источники земельного права
Субъектам Российской Федерации федеральным законодательством предоставлен достаточно широкий круг полномочий в сфере земельного законодательства.
Земельный кодекс (ЗК РФ) Глава I. Общие положения Ст. 10 ЗК РФ устанавливает, что к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:
- резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации;
- разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;
- иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.