Средства осуществления уголовно-исполнительной политики
Средства осуществления уголовно-исполнительной политики - это совокупность приемов и способов, посредством которых субъекты в своей деятельности стремятся достичь поставленной цели. К ним относятся:
- правотворчество и правоприменение;
- правовые акты, регулирующие уголовно-исполнительные правоотношения;
- правовые знания, правовая культура и правовое воспитание;
- применение мер принуждения и средств исправления;
- предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений и др.
Формы выражения уголовно-исполнительной политики:
- уголовно-исполнительное законодательство (основная форма, в которой ставятся основные цели, задачи);
- официальные заявления субъектов формирования уголовно-исполнительной политики;
- иные формы (федеральные программы, концепции, доктрины).
Субъекты формирования политики в сфере исполнения уголовных наказаний:
- Президент РФ;
- Федеральное Собрание РФ.
Субъекты реализации политики в сфере исполнения уголовных наказаний:
- Правительство РФ;
- Минюст России;
- другие государственные органы и негосударственные организации.
В соответствии с ч. 3 ст. 80 Конституции Президент определяет основные направления внутренней политики государства. Политика в сфере борьбы с преступностью (частью которой является политика в области исполнения наказания) представляет собой составную часть внутренней политики государства.
Федеральное Собрание России, принимая соответствующие законы, в том числе уголовные и уголовно-исполнительные, акты амнистии, рассматривая различные вопросы борьбы с преступностью, оказывает влияние на формирование политики в сфере исполнения уголовных наказаний.
Уголовно-исполнительная политика закрепляется в различных формах и прежде всего — в уголовно-исполнительном законодательстве. В настоящее время она закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе, а также в иных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ по вопросам, связанным с исполнением наказания (питание осужденных, их медицинское и бытовое обеспечение и т.д.).
Уголовно-исполнительная политика одновременно реализуется в деятельности соответствующих государственных органов — центральных и территориальных органов уголовно-исполнительной системы ФСИН России, судебных приставов-исполнителей, органов управления военными пенитенциарными учреждениями, а также непосредственно в деятельности учреждений и органов, на которые законом возложено исполнение уголовных наказаний и иных уголовно-правовых мер.
Минюст России в соответствии с Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» осуществляет выработку, реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере исполнения уголовных наказаний. Основными субъектами реализации уголовно-исполнительной политики являются государственные органы, специально созданные для исполнения уголовных наказаний. Так, ФСИН России осуществляет эту деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие уголовные наказания, следственные изоляторы.
Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, реализуя уголовно-исполнительную политику, осуществляют свою деятельность во взаимодействии с различными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
В настоящее время основные положения отечественной уголовно-исполнительной политики заложены в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, закрепляющей направления реформирования деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Директивные и правовые формы осуществления уголовно-исполнительной политики
Основными формами реализации уголовно-исполнительной политики являются:
- директивная, закрепленная в документах директивного характера (например, Концепция федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)»);
- нормативно-правовая - выражение политики в уголовно-исполнительном законодательстве и иных нормативных правовых актах.
Нормативно-правовая форма реализации политики в сфере исполнения уголовных наказаний является преобладающей и охватывается понятием уголовно-исполнительного права.