Средства, формы выражения и субъекты формирования уголовно-исполнительной политики. Директивные и правовые формы её осуществления

Средства осуществления уголовно-исполнительной политики

Средства осуществления уголовно-исполнительной политики - это совокупность приемов и способов, посредством которых субъекты в своей деятельности стремятся достичь поставленной цели. К ним относятся:

    • правотворчество и правоприменение;
    • правовые акты, регулирующие уголовно-исполнительные правоотношения;
    • правовые знания, правовая культура и правовое воспитание;
    • применение мер принуждения и средств исправления;
    • предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений и др.
Формы выражения уголовно-исполнительной политики:
    1. уголовно-исполнительное законодательство (основная форма, в которой ставятся основные цели, задачи);
    2. официальные заявления субъектов формирования уголовно-исполнительной политики;
    3. иные формы (федеральные программы, концепции, доктрины).
Субъекты формирования политики в сфере испол­нения уголовных наказаний:
    1. Президент РФ;
    2. Федеральное Собрание РФ.

Субъекты реализации политики в сфере испол­нения уголовных наказаний:

    1. Правительство РФ;
    2. Минюст России;
    3. другие госу­дарственные органы и негосударственные организации.

В соответствии с ч. 3 ст. 80 Конституции Президент определяет основные направления внутренней политики государства. Политика в сфере борьбы с преступностью (частью которой является полити­ка в области исполнения наказания) представляет собой составную часть внутренней политики государства.

Федеральное Собрание России, принимая соответствующие за­коны, в том числе уголовные и уголовно-исполнительные, акты амнистии, рассматривая различные вопросы борьбы с преступнос­тью, оказывает влияние на формирование политики в сфере ис­полнения уголовных наказаний.

Уголовно-исполнительная политика закрепляется в различных формах и прежде всего — в уголовно-исполнительном законода­тельстве. В настоящее время она закреплена в Уголовно-исполни­тельном кодексе, а также в иных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ по вопросам, связанным с ис­полнением наказания (питание осужденных, их медицинское и бытовое обеспечение и т.д.).

Уголовно-исполнительная политика одновременно реализуется в деятельности соответствующих государственных органов — цен­тральных и территориальных органов уголовно-исполнительной системы ФСИН России, судебных приставов-исполнителей, орга­нов управления военными пенитенциарными учреждениями, а также непосредственно в деятельности учреждений и органов, на которые законом возложено исполнение уголовных наказаний и иных уголовно-правовых мер.

Минюст России в соответствии с Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» осуществляет выработку, реализацию государствен­ной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере исполнения уголовных наказаний. Основными субъектами реали­зации уголовно-исполнительной политики являются государст­венные органы, специально созданные для исполнения уголовных наказаний. Так, ФСИН России осуществляет эту деятельность не­посредственно и (или) через свои территориальные органы, учреж­дения, исполняющие уголовные наказания, следственные изоля­торы.

Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, ре­ализуя уголовно-исполнительную политику, осуществляют свою деятельность во взаимодействии с различными федеральными ор­ганами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественны­ми объединениями и организациями.

В настоящее время основные положения отечественной уголов­но-исполнительной политики заложены в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, закрепляющей направления реформирования деятель­ности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Директивные и правовые формы осуществления уголовно-исполнительной политики 

Основными формами реализации уголовно-исполнительной политики являются:

    1. директивная, закрепленная в документах директивного характера (например, Концепция федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)»);
    2. нормативно-правовая - выражение политики в уголовно-исполнительном законодательстве и иных нормативных правовых актах.

Нормативно-правовая форма реализации политики в сфере исполнения уголовных наказаний является преобладающей и охватывается понятием уголовно-исполнительного права.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).