Хотя слово «юриспруденция» сегодня употребляется довольно часто, но как понятие оно полностью не осмысленно.
Учебную специальность, называвшуюся ранее «Правоведение», переименовали на название «Юриспруденция», но это важное событие осталось почти незаметным в юридической науке. Учебников по юриспруденции как не было, так и нет до сих пор. Как уже отмечалось, нет понятия «юриспруденция» ни в Российской юридической энциклопедии, ни в Большом энциклопедическом словаре. В этом словаре содержится понятие «юридическая наука», которая, с точки зрения авторов, является синонимом понятия «юриспруденция».
Между тем, юридическая наука, как и любая другая наука, представляет собой сферу человеческой деятельности по выработке, производству определенных знаний. Представители юридической науки занимаются поиском знаний в области государства и права. Следовательно, юриспруденция – область знаний о государстве и праве. Так как в России в рамках специальности «Юриспруденция» выделяются дисциплины «Теория государства и права», «История государства и права», возникает проблема соотношения юриспруденции и теории государства и права. Авторы учебника для юридических вузов под названием «Проблемы общей теории права и государства» под общей редакцией члена-корреспондента Российской Академии наук, профессора В.С. Нерсесянца, приходят к выводу, что теория права и государства и юридическая наука не являются тождественными понятиями, причем теория права и государства является отраслью, частью юридической науки, юриспруденции в целом. Как полагают ученые, в рамках юридической науки в свое время отпочковалась дисциплина под названием «Теория государства» и она, пытаясь обслуживать общетеоретические нужды юридической науки, заняла место той дисциплины, которую, возможно, и следовало бы сразу называть «Теория юриспруденции».
Возвращаясь к понятию «юриспруденция», следует сказать, что еще известный юрист дореволюционной России И.В. Михайловский писал, что юриспруденция необходима для того, чтобы «построить логически законченную систему понятий, лежащих в основе всех юридических наук и обобщить результаты этих наук в одно гармоническое целое, проникнутое не только внешним, но и внутренним единством, а также изучить методы, при помощи которых разрабатываются специальные науки».
Обобщая сказанное относительно понятия и содержания юриспруденции и соотношения ее с понятиями «юридическая наука», «теория государства и права», мы приходим к следующим выводам:
- побудительной причиной всевозможных исследований в области юридической науки является наличие в обществе потребности в юристах, специалистах в области выработки и применения юридических правил поведения;
- потребность в юристах и необходимость в постоянном совершенствовании юридических знаний побуждают готовить кадры по специальности «Юриспруденция», что, в свою очередь, влияет и на развитие юридической науки;
- наличие практически необходимой специальности «Юриспруденция» требует объяснения того, что такое юриспруденция, из чего она состоит и зачем она нужна обществу. Это, в свою очередь, является основанием для возникновения, развития и расширения юридической науки;
- юриспруденция во всех сферах (не только в области названия профессиональной специальности) должна прийти на смену понятия «правоведение». Понятие «юриспруденция» гораздо предметнее, чем название «правоведение» нацелено на раскрытие сущности роли юриста в обществе, целей его обучения для правовой практики;
- юридическая наука представляет собой сферу деятельности ученых-юристов по выработке юридических знаний, которые, в свою очередь, представляют суть юриспруденции;
- признании юриспруденции самостоятельной научной дисциплиной, она занимает такое же место в обществе, как другие науки: история, экономика, математика и т.д.;
- содержанием этой самостоятельной научной и учебной дисциплины являются специализированные знания о государстве и праве;
- при таком подходе место дисциплина «Теория государства и права» или «Теория права и государства» уступает свое место дисциплине под названием «Теория юриспруденции»;
- юриспруденция становится единой, целостной дисциплиной, но имеющей, как и другие научные дисциплины, свои различные части, как то: теория юриспруденции, история юриспруденции, конституционное право, гражданское право, административное право и т.д.
Юриспруденция - это совокупность юридических наук, всех правовых дисциплин, необходимые для подготовки юристов, специалистов в области создания и применения законодательства в широком смысле этого слова. Юриспруденция включает в себя всю теорию, то есть систему знаний, необходимых для успешного осуществления юридической работы, начиная с создания юридических норм, применения их и кончая использованием ответственности за нарушение правовых требований.
Таким образом под юриспруденцией понимают несколько взаимосвязанных понятий:
- Науку о государстве и праве, изучающую результаты правового регулирования и выдвигающую правовые идеи о возможности внесения прогрессивных изменений в механизм и способы регулирования общества.
- Совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью.
- Практическое применение юридических знаний, деятельность юристов.
- Систему подготовки специалистов-юристов в юридических учебных заведениях.
Парадигмы юриспруденции складывались еще в древности. Так, древнекитайский мудрец Хуанань-цзы (180-122 г.г. до н.э.) сформулировал такую парадигму юриспруденции, которая не потеряла своей актуальности до сего времени. Он говорил: «Гибнущее государство - это не то, в котором нет правителя, а то, в котором нет закона». К числу парадигмов юриспруденции можно отнести и слова Платона: «Я вижу близкую гибель того государства, где законы не имеют силы или находятся под правителями».
К сожалению, относительно парадигмы юриспруденции исторически сложились и отрицательные исходные положения. Особенно это относится к истории российской общественной жизни. Так, здесь относительно юриспруденции нередко говорили: «Закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло»; «сила (солому) закон ломит»; «против сильного не судись» и т.д.
К советскому периоду относятся такие отрицательные высказывания, характеризующие роль и место юриспруденции, как: «телефонное право сильнее писанных законов»; «законы - это бумага, а жить надо по разуму»; «ваше бумажное право людей не накормит» и т.д.
Попытки выделить юриспруденцию в самостоятельный предмет обучения в России предпринимались с XVI века. Предполагалось преподавание «правосудия духовного и мирского» в основанной в 1687 году Славяно-греко-латинской академии.
В 1715 году Петру I был подан «Проект об учреждении в России академии политики для пользы государственных канцелярий».
В 1703-1715 годах в Москве существовало т. н. Нарышкинское училище, где наряду с другими предметами преподавались этика, включавшая элементы юриспруденции, а также политика.
В соответствии с «Генеральным регламентом» 1720 года была основана коллегия юнкеров (упразднена в 1763 году), которые должны были практически изучать юриспруденцию при коллегиях.
При учреждении в 1725 году Академии наук было предусмотрено создание кафедры правоведения, в 1726-1765 годах в академическом университете преподавалась юриспруденция.
В 1732 году был открыт Шляхетский корпус, в программу которого было включено изучение теоретической юриспруденции.
В Московском университете впервые лекции по праву были прочитаны в 1755 году, однако систематические лекции и занятия на юридическом факультете начались с 1764 года. Их читали приглашённые немецкие профессора. С 1767 года занятия вели первые русские профессора-юристы — С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков. Право преподавалось во всех университетах (в Харькове, Казани, Дерпте, Петербурге, Киеве, Одессе и др.), основанных в России в XVIII-XIX веках. Юриспруденция как доминирующая дисциплина была введена в юридическом Демидовском лицее в Ярославле. В 1835 году было открыто училище правоведения (для дворян), также дававшее высшее юридическое образование.
Сегодня в Российской Федерации все еще продолжается процесс переосмысления того, что было в советское время, и все в большей мере здесь задаются вопросом о том, какое общество мы хотим построить и каковой должна быть та общенациональная идея, которую мы должны стремиться реализовать в своем развитии в будущем.
В таком переосмыслении прошлого и в поиске возможных путей развития нашего общества должны принимать более активное участие представители юридической науки, которые, в основном, специализируются на выяснении роли и места государства и его институтов в общественном развитии.
Такая необходимость объясняется тем, что в России государственно-правовые институты испокон веку формировались по усмотрению правителей, научные же основы в этой области остаются не востребованными до настоящего времени. Даже вопрос о том, является ли юридическая наука наукой в России до сих пор для многих представителей естественных и общественных наук остается дискуссионным.
Проблемные вопросы развития теоретической юриспруденции в России:
- Что первично: политика или право? Переосмысление представлений о первичности политики по отношению к праву, экономике и т.д. (т.е. выражения типа: «это не юридический, а политический вопрос», - юридическое решение вопроса отодвигается на второй план). В целом, в правовом государстве выше юридического (правового) разрешения вопроса не может быть ничего. Политика, кем бы она не осуществлялась - она должна осуществляться в соответствии с законами, требованиями права.
- Переосмысление устаревших представлений о государстве как организаторе (прорабе) производства, экономического развития. В условиях формирования рыночной экономики государство должно от прямого управления экономикой перейти к созданию условий для оптимальной деятельности предпринимателей, землевладельцев. Ориентация государственно-правового механизма на оптимальное обеспечение рыночной экономики.
- Проведение научно-исследовательской работы по направлениям реформирования существующей правовой системы, прежде всего - дальнейшего совершенствования Конституции и законов Российской Федерации. Соответствие целей и средств, связанных с развитием общества, Конституции.
- Создание условий в современной Российской Федерации для обеспечения верховенства в обществе заранее принятых легитимных законов как основной цели проводимой правовой реформы.
- Выработка и внедрение в практику государственно-правового строительства единых представлений о государстве и праве, о власти и о ее законах.
- Разработка научно обоснованной концепции правотворческой деятельности. Основными элементами такой концепции должны являться: определение предмета и пределов законотворческой и иной нормативной деятельности; требование тщательной юридической, экономической, финансовой и иной взаимоувязки подготавливаемых законопроектов; независимая правовая (технико-юридическая, международно-правовая криминологическая и иная) экспертиза законопроектов; объективная экономическая, экологическая, социально-демографическая экспертиза; формирование широкодоступного федерального банка правовой информации; непрерывная кодификация и унификация российского права.
- Разработка проблемы институционализации судебной власти, кардинального преобразования института прокуратуры, создание новой концепции о следствии.
- Формирование современной концепции юридического образования (совместно с коллективами ведущих юридических учебных заведений, крупных правовых научно-исследовательских центров, государственных органов при широком участии юристов-практиков).