Становление и развитие теоретической юриспруденции в России

Введение (важно для понимания понятия "юриспруденция")

Хотя слово «юриспруденция» сегодня употребляется довольно часто, но как понятие оно полностью не осмысленно.

Учебную специальность, называвшуюся ранее «Правоведение», переименовали на название «Юриспруденция», но это важное событие осталось почти незаметным в юридической науке. Учебников по юриспруденции как не было, так и нет до сих пор. Как уже отмечалось, нет понятия «юриспруденция» ни в Российской юридической энциклопедии, ни в Большом энциклопедическом словаре. В этом словаре содержится понятие «юридическая наука», которая, с точки зрения авторов, является синонимом понятия «юриспруденция».

Между тем, юридическая наука, как и любая другая наука, представляет собой сферу человеческой деятельности по выработке, производству определенных знаний. Представители юридической науки занимаются поиском знаний в области государства и права. Следовательно, юриспруденция – область знаний о государстве и праве. Так как в России в рамках специальности «Юриспруденция» выделяются дисциплины «Теория государства и права», «История государства и права», возникает проблема соотношения юриспруденции и теории государства и права. Авторы учебника для юридических вузов под названием «Проблемы общей теории права и государства» под общей редакцией члена-корреспондента Российской Академии наук, профессора В.С. Нерсесянца, приходят к выводу, что теория права и государства и юридическая наука не являются тождественными понятиями, причем теория права и государства является отраслью, частью юридической науки, юриспруденции в целом. Как полагают ученые, в рамках юридической науки в свое время отпочковалась дисциплина под названием «Теория государства» и она, пытаясь обслуживать общетеоретические нужды юридической науки, заняла место той дисциплины, которую, возможно, и следовало бы сразу называть «Теория юриспруденции».

Возвращаясь к понятию «юриспруденция», следует сказать, что еще известный юрист дореволюционной России И.В. Михайловский писал, что юриспруденция необходима для того, чтобы «построить логически законченную систему понятий, лежащих в основе всех юридических наук и обобщить результаты этих наук в одно гармоническое целое, проникнутое не только внешним, но и внутренним единством, а также изучить методы, при помощи которых разрабатываются специальные науки».

Обобщая сказанное относительно понятия и содержания юриспруденции и соотношения ее с понятиями «юридическая наука», «теория государства и права», мы приходим к следующим выводам:

    1. побудительной причиной всевозможных исследований в области юридической науки является наличие в обществе потребности в юристах, специалистах в области выработки и применения юридических правил поведения;
    2. потребность в юристах и необходимость в постоянном совершенствовании юридических знаний побуждают готовить кадры по специальности «Юриспруденция», что, в свою очередь, влияет и на развитие юридической науки;
    3. наличие практически необходимой специальности «Юриспруденция» требует объяснения того, что такое юриспруденция, из чего она состоит и зачем она нужна обществу. Это, в свою очередь, является основанием для возникновения, развития и расширения юридической науки;
    4. юриспруденция во всех сферах (не только в области названия профессиональной специальности) должна прийти на смену понятия «правоведение». Понятие «юриспруденция» гораздо предметнее, чем название «правоведение» нацелено на раскрытие сущности роли юриста в обществе, целей его обучения для правовой практики;
    5. юридическая наука представляет собой сферу деятельности ученых-юристов по выработке юридических знаний, которые, в свою очередь, представляют суть юриспруденции;
    6. признании юриспруденции самостоятельной научной дисциплиной, она занимает такое же место в обществе, как другие науки: история, экономика, математика и т.д.;
    7. содержанием этой самостоятельной научной и учебной дисциплины являются специализированные знания о государстве и праве;
    8. при таком подходе место дисциплина «Теория государства и права» или «Теория права и государства» уступает свое место дисциплине под названием «Теория юриспруденции»;
    9. юриспруденция становится единой, целостной дисциплиной, но имеющей, как и другие научные дисциплины, свои различные части, как то: теория юриспруденции, история юриспруденции, конституционное право, гражданское право, административное право и т.д.

Юриспруденция - это совокупность юридических наук, всех правовых дисциплин, необходимые для подготовки юристов, специа­листов в области создания и применения законодательства в широком смысле этого слова. Юриспруденция включает в себя всю теорию, то есть систему знаний, необходимых для успешного осуществления юридической работы, начиная с создания юридических норм, приме­нения их и кончая использованием ответственности за нарушение правовых требований.

Другие точки зрения на понятие "юриспруденция"

Таким образом под юриспруденцией понимают несколько взаимосвязанных понятий:

    1. Науку о государстве и праве, изучающую результаты правового регулирования и выдвигающую правовые идеи о возможности внесения прогрессивных изменений в механизм и способы регулирования общества.
    2. Совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью.
    3. Практическое применение юридических знаний, деятельность юристов.
    4. Систему подготовки специалистов-юристов в юридических учебных заведениях.

Парадигмы юриспруденции складывались еще в древности. Так, древнекитайский мудрец Хуанань-цзы (180-122 г.г. до н.э.) сформулировал такую парадигму юриспруденции, которая не потеря­ла своей актуальности до сего времени. Он говорил: «Гибнущее госу­дарство - это не то, в котором нет правителя, а то, в котором нет за­кона». К числу парадигмов юриспруденции можно отнести и слова Платона: «Я вижу близкую гибель того государства, где законы не имеют силы или находятся под правителями».

К сожалению, относительно парадигмы юриспруденции исто­рически сложились и отрицательные исходные положения. Особенно это относится к истории российской общественной жизни. Так, здесь относительно юриспруденции нередко говорили: «Закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло»; «сила (солому) закон ломит»; «против сильного не судись» и т.д.

К советскому периоду относятся такие отрицательные выска­зывания, характеризующие роль и место юриспруденции, как: «теле­фонное право сильнее писанных законов»; «законы - это бумага, а жить надо по разуму»; «ваше бумажное право людей не накормит» и т.д.


 

Попытки выделить юриспруденцию в самостоятельный предмет обучения в России предпринимались с XVI века. Предполагалось преподавание «правосудия духовного и мирского» в основанной в 1687 году Славяно-греко-латинской академии.

В 1715 году Петру I был подан «Проект об учреждении в России академии политики для пользы государственных канцелярий».

В 1703-1715 годах в Москве существовало т. н. Нарышкинское училище, где наряду с другими предметами преподавались этика, включавшая элементы юриспруденции, а также политика.

В соответствии с «Генеральным регламентом» 1720 года была основана коллегия юнкеров (упразднена в 1763 году), которые должны были практически изучать юриспруденцию при коллегиях.

При учреждении в 1725 году Академии наук было предусмотрено создание кафедры правоведения, в 1726-1765 годах в академическом университете преподавалась юриспруденция.

В 1732 году был открыт Шляхетский корпус, в программу которого было включено изучение теоретической юриспруденции.

В Московском университете впервые лекции по праву были прочитаны в 1755 году, однако систематические лекции и занятия на юридическом факультете начались с 1764 года. Их читали приглашённые немецкие профессора. С 1767 года занятия вели первые русские профессора-юристы — С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков. Право преподавалось во всех университетах (в Харькове, Казани, Дерпте, Петербурге, Киеве, Одессе и др.), основанных в России в XVIII-XIX веках. Юриспруденция как доминирующая дисциплина была введена в юридическом Демидовском лицее в Ярославле. В 1835 году было открыто училище правоведения (для дворян), также дававшее высшее юридическое образование.


 

Сегодня в Российской Федерации все еще продолжается про­цесс переосмысления того, что было в советское время, и все в боль­шей мере здесь задаются вопросом о том, какое общество мы хотим построить и каковой должна быть та общенациональная идея, кото­рую мы должны стремиться реализовать в своем развитии в будущем.

В таком переосмыслении прошлого и в поиске возможных путей развития нашего общества должны принимать бо­лее активное участие представители юридической науки, которые, в основном, специализируются на выяснении роли и места государства и его институтов в общественном развитии.

Такая необходимость объясняется тем, что в России государ­ственно-правовые институты испокон веку формировались по усмот­рению правителей, научные же основы в этой области остаются не востребованными до настоящего времени. Даже вопрос о том, явля­ется ли юридическая наука наукой в России до сих пор для многих представителей естественных и общественных наук остается дискус­сионным.

Проблемные вопросы развития теоретической юриспруденции в России:
    1. Что первично: политика или право? Переосмысление представлений о первичности политики по отношению к праву, экономике и т.д. (т.е. выражения типа: «это не юридиче­ский, а политический вопрос», - юридическое решение вопроса отодвигается на второй план). В целом, в правовом государстве выше юридического (право­вого) разрешения вопроса не может быть ничего. Политика, кем бы она не осуществлялась - она должна осуществляться в соответствии с законами, требованиями права.
    2. Переосмысление устаревших представлений о государстве как организаторе (прорабе) производст­ва, экономического развития. В условиях формирования рыночной экономики государство должно от прямого управления экономикой перейти к созданию условий для оптимальной деятельности пред­принимателей, землевладельцев. Ориентация государственно-правового механизма на оптимальное обеспечение рыночной эко­номики.
    3. Проведение научно-исследовательской работы по направлениям реформиро­вания существующей правовой системы, прежде всего - дальнейшего совершенствования Конституции и законов Рос­сийской Федерации. Соответствие целей и средств, связанных с развитием обще­ства, Конституции.
    4. Создание условий в современной Российской Федерации для обеспечения верховенства в обществе заранее принятых легитимных законов как основной цели проводимой правовой реформы.
    5. Выработка и внедрение в практику государственно-правового строи­тельства единых представлений о государстве и праве, о власти и о ее законах.
    6. Разработка научно обоснованной концепции правотворческой дея­тельности. Основными элементами такой концепции должны являть­ся: определение предмета и пределов законотворческой и иной нор­мативной деятельности; требование тщательной юридической, эко­номической, финансовой и иной взаимоувязки подготавливаемых за­конопроектов; независимая правовая (технико-юридическая, между­народно-правовая криминологическая и иная) экспертиза законопроектов; объективная экономическая, экологическая, социально-демографическая экспертиза; формирование широкодоступного федерального банка правовой информации; непрерывная кодификация и унификация российского права.
    7. Разработка проблемы институционализации судебной вла­сти, кардинального преобразования института прокуратуры, создание новой концепции о следствии.
    8. Формирование современной концепции юридического обра­зования (совместно с коллективами ведущих юридических учебных заведений, крупных правовых научно-исследовательских центров, государственных органов при широком участии юристов-практиков).
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий