Философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
По вопросу структуры философского знания нет единой точки зрения.
Традиционно принято разграничивать философское знание на следующие области:
- онтология (учение о бытии), которое включает учения:
- о сущности бытия (метафизика);
- о формах бытия (материя, движение, пространство, время);
- о способах бытия (природное, социальное, материальное, духовное, бытие человека, общества).
- гносеология (учение о познании бытия: о начале познания, его ступенях, уровнях, детерминантах, объекте и субъекте познания; центральная проблема – проблема истины);
- социальная философия (философское учение об обществе):
- философия экономики, политики, культуры, истории;
- философская антропология.
- онтология (учение о бытии), которое включает учения:
Подобная теоретическая схема – «идеальный тип», некий усредненный инвариант. В реальном же существовании множества философских школ и направлений этот инвариант постоянно деформируется, например:
- философия М. Хайдеггера – это по преимуществу онтология, гносеологические проблемы здесь носят явно подчиненный характер;
- феноменология Э. Гуссерля сводится к вопросам гносеологии, а проблемы самого бытия «выносятся за скобки» познавательного процесса;
- постпозитивисты (И. Лакатос, П. Фейерабенд, Т. Кун) сводят всю философию даже не к гносеологии, а к эпистемологии – учению о научном познании. Более того, в эпистемологии постпозитивистов практически отсутствует главная, центральная гносеологическая проблема – проблема истины.
Кроме того, основной вопрос онтологии – что есть бытие – понимается различными философами радикально противоположным образом: в марксистской философии бытие интерпретируется в качестве движущейся в пространстве и времени материи, в фундаментальной онтологии Хайдеггера бытие рассматривается как «Dasein» – бытие субъекта здесь и теперь.
Но место истины указать даже в этом многообразии можно: она, как отмечал известный отечественный философ А. Ф. Лосев, всегда где-то между высказываемыми позициями. Правда, каждый философ субъективно убежден (и это тоже нормально), что истина – в его собственной концепции, поскольку без такой убежденности заниматься философией бессмысленно.
В структуру философского знания входит и специализированное знание:
- философские проблемы естествознания, гуманитарных и социальных наук, социального познания;
- этика (философское учение о морали);
- эстетика (учение о прекрасном, об эстетических свойствах реальности);
- философия религии и атеизма.
В связи с тем, что предмет и объект изучения философии постоянно изменяется (они одновременно и сужаются, и расширяются), в постоянном движении находится и структура философии.
Тенденция к сужению предмета философии привела к выделению из структуры философии в качестве нефилософских дисциплин, например, формальной логики и психологии.
Расширение предмета философии приводит к обнаружению всё новых граней, сторон реальности, требующих философского осмысления. Так появились:
-
- аксиология (философское учение о ценностях и оценках);
- семиотика (учение о знаниях и значениях);
- философская герменевтика (учение о понимании и интерпретациях).