Понятие сущности государства
Сущность как философская категория означает главное, основное, необходимое в том или ином явлении.
Сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.
При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:
- то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);
- то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.
В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.
Основные подходы к понятию государства
В современном мире накоплено достаточно много подходов к пониманию государства. Это обусловливается:
- сложностью проблемы;
- наличием в обществе многочисленных социальных групп с различными интересами по отношению к государству.
Первые попытки определения государства и объяснения его людям были сделаны еще в древности.
Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.
Но ни одно из множества известных определений государства не является исчерпывающим, они лишь позволяют сделать следующие методологически значимые выводы:
- государство - это продукт общественных отношений;
- государство - это форма существования общества;
- государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая структура всех сфер жизни общества (экономической, политической, социальной и духовной);
- при любом определении государства речь идет и о системе властных государственных органов;
- потребности общества определяют назначение, функции, цели и задачи государства.
Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.
Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов.
В юридической науке выделяются и некоторые другие подходы к пониманию государства. Так, В.Е.Чиркин насчитал пять основных подходов к понятию государства:
- теологический (широко используется в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата);
- классический (государство как совокупность трех слагаемых - власти, территории, населения);
- юридический (государство - юридическая персонификация нации);
- социологический (представлен небольшим количеством школ, в том числе марксистским направлением в государствоведении);
- кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями) .
А.Б. Венгеров отмечает, что обобщение взглядов многих философов и теоретиков позволяет рассматривать государство с помощью следующих подходов:
- государство как союз, объединение людей для обеспечения их благоденствия, защиты;
- государство как определенная коллективность, ассоциация, создаваемая публично-властными отношениями и институтами;
- государство как аппарат, особый слой людей, призванных управлять другими людьми;
- государство как инструмент, машина, предназначенная для осуществления справедливости;
- государство как действительность нравственной идеи, живой развивающийся организм;
- государство как орудие господствующего класса для подавления классовых противников.
Таким образом, можно сделать вывод, что с точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, ради достижения конкретных целей организующая общество в границах определенной территории и координирующая главные стороны его жизни.