Третейский суд: понятие, компетенция, порядок оспаривания решений третейского суда

Деятельность третейских судов ранее регламентировалась Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации". Однако с 1 сентября 2016 года нормы данного документа не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ (ч. 7 ст. 52 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ).

См. также "Правила арбитража внутренних споров" (приложение 3 к Приказу ТПП РФ от 11.01.2017 N 6)


Деятельность третейских судов в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации".

Третейский суд (арбитраж) — институт самоурегулирования гражданского общества, осуществляющий правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). Один из видов альтернативного урегулирования споров.

Согласно п. 16 ст. 2 ФЗ "Об арбитраже..." третейский суд - единоличный арбитр или коллегия арбитров (третейских судей), под которыми понимаются физические лица, избранные сторонами или избранные (назначенные) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом.

Деятельность арбитров в рамках арбитража (третейского разбирательства) не является предпринимательской.

Виды третейских судов и порядок их образования

Виды третйских судов

1. Третейский суд, назначаемый постоянно действующим арбитражным учреждением.

Постоянно действующее арбитражное учреждение - подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража.

В Российской Федерации постоянно действующие арбитражные учреждения создаются при некоммерческих организациях.

Постоянно действующее арбитражное учреждение (кроме Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ) вправе осуществлять свою деятельность при условии получения некоммерческой организацией, при которой оно создано, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом Правительства Российской Федерации (ст. 44 ФЗ).

Не допускается создание постоянно действующих арбитражных учреждений:

  • органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • государственными и муниципальными учреждениями;
  • государственными корпорациями, государственными компаниями;
  • политическими партиями и религиозными организациями;
  • адвокатскими образованиями и нотариальными палатами.

Не допускается создание одного постоянно действующего арбитражного учреждения одновременно при двух и более некоммерческих организациях.

Компетенция постоянно действующего арбитражного учреждения

Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе осуществлять только те виды деятельности по администрированию арбитража, которые указаны в правилах постоянно действующего арбитражного учреждения. При этом под администрированием арбитража понимается выполнение функций по организационному обеспечению арбитража, в том числе

    1. по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров,
    2. ведению делопроизводства,
    3. организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора.

Виды деятельности по администрированию арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением:

  1. администрирование международного коммерческого арбитража;
  2. администрирование арбитража внутренних споров;
  3. выполнение отдельных функций по администрированию арбитража, в том числе функций по назначению арбитров, разрешению вопросов об отводах и о прекращении полномочий арбитров, при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, без общего администрирования спора.

Стороны могут своим соглашением поручить выполнение отдельных функций по администрированию арбитража постоянно действующему арбитражному учреждению, правилами которого предусмотрено осуществление этих видов деятельности. При этом выполнение указанных отдельных функций по администрированию спора постоянно действующим арбитражным учреждением при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, не влечет за собой признание такого арбитража в целом администрируемым со стороны указанного учреждения.

Запрещается выполнение отдельных функций по администрированию арбитража  организацией, не получившей в соответствии с настоящим Федеральным законом права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.

2. Третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора.

Третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, - третейский суд, осуществляющий арбитраж при отсутствии администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения (за исключением возможного выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением отдельных функций по администрированию конкретного спора, если это предусмотрено соглашением сторон арбитража).

Арбитр (третейский судья) - физическое лицо, избранное сторонами или избранное (назначенное) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом. Деятельность арбитров в рамках арбитража (третейского разбирательства) не является предпринимательской.

Требования к арбитрам

Порядок избрания (назначения), основания и процедура отвода арбитров регулируется ст.ст. 11-13 ФЗ.

Если стороны не договорились об ином, арбитр, разрешающий спор единолично (в случае коллегиального разрешения спора при соблюдении положений части 7 настоящей статьи - председатель третейского суда), должен соответствовать одному из следующих требований:

    1. иметь высшее юридическое образование, подтвержденное выданным на территории Российской Федерации дипломом установленного образца;
    2. иметь высшее юридическое образование, подтвержденное документами иностранных государств, признаваемыми на территории Российской Федерации.

В случае коллегиального разрешения спора стороны арбитража могут договориться о том, что председатель третейского суда может не соответствовать требованиям, установленным частью 6 настоящей статьи, при условии, что в состав третейского суда будет входить арбитр, соответствующий указанным требованиям.

Арбитром не может быть лицо:

    • не достигшее возраста двадцати пяти лет, недееспособное лицо или лицо, дееспособность которого ограничена;
    • имеющее неснятую или непогашенную судимость;
    • полномочия которого в качестве судьи, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого сотрудника правоохранительных органов были прекращены в Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью;
    • которое в соответствии с его статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) арбитром.


Согласно закону сторонами арбитража могут быть:

    1. организации-юридические лица;
    2. граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями;
    3. физические лица:
      • которые предъявили исковое заявление в порядке арбитража в защиту своих прав и интересов либо
      • к которым предъявлен иск в порядке арбитража, а также
      • которые присоединились к арбитражу корпоративных споров в качестве их участников в предусмотренных Федеральным законом случаях.

Компетенция третейского суда

Согласно ст. 16 ФЗ третейский суд может сам принять постановление о своей компетенции, в том числе по любым возражениям относительно наличия или действительности арбитражного соглашения.


ВАЖНО!

Арбитражная оговорка, являющаяся частью договора, признается соглашением, не зависящим от других условий договора. Принятие арбитражного решения о том, что договор недействителен, само по себе не влечет недействительность арбитражного соглашения.


Заявление об отсутствии у третейского суда компетенции может быть сделано соответствующей стороной арбитража не позднее представления ею первого заявления по существу спора. Избрание (назначение) стороной арбитра или ее участие в избрании (назначении) арбитра не лишает сторону права сделать такое заявление. Заявление о том, что третейский суд превышает пределы своей компетенции, должно быть сделано, как только вопрос, который, по мнению стороны, выходит за эти пределы, будет поставлен в ходе арбитража. Третейский суд может в любом из этих случаев принять заявление, сделанное позднее, если он сочтет задержку оправданной.

Третейский суд может принять постановление по заявлению о превышени третейским судом пределов своей компетенции

    • либо как по вопросу предварительного характера,
    • либо в решении по существу спора.

Если третейский суд принимает постановление по вопросу предварительного характера, что он обладает компетенцией, любая сторона может в течение одного месяца после получения уведомления о принятии этого постановления подать заявление в компетентный суд о принятии решения об отсутствии у третейского суда компетенции. Стороны, арбитражное соглашение которых предусматривает администрирование арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением, могут своим прямым соглашением исключить такую возможность. Предъявление в суд указанного заявления само по себе не препятствует третейскому суду продолжать арбитраж и принять арбитражное решение.

Ст. 17 ФЗ устанавливает полномочие третейского суда распорядиться о принятии обеспечительных мер по заявлению любой стороны, если стороны не договорились об ином.

Третейский суд может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с указанными мерами. Постановления и иные процессуальные акты третейского суда о принятии обеспечительных мер подлежат выполнению сторонами.

Порядок оспаривания решений третейского суда

Арбитражное решение признается обязательным и подлежит немедленному исполнению сторонами, если в нем не установлен иной срок исполнения. При подаче стороной в компетентный суд заявления в письменной форме арбитражное решение принудительно приводится в исполнение путем выдачи исполнительного листа в соответствии с Федеральным законом и положениями процессуального законодательства Российской Федерации.

Порядок оспаривания арбитражного решения установлен ст. 40 ФЗ.
 
В арбитражном соглашении, предусматривающем администрирование арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением, стороны своим прямым соглашением могут предусмотреть, что арбитражное решение является для сторон окончательным. Окончательное арбитражное решение не подлежит отмене.

Если в арбитражном соглашении не предусмотрено, что арбитражное решение является окончательным, такое решение может быть отменено по основаниям, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации.

Основаниями отмены решения могут стать, например:

    • недействительность третейского соглашения,
    • выход решения за пределы соглашения,
    • нарушение закона о третейских судах в части несоответствия состава суда и процедуры разбирательства.

Решение третейского суда, принятое на территории Российской Федерации, может быть оспорено сторонами третейского разбирательства путем подачи заявления об отмене решения третейского суда в соответствии со статьей 419 ГПК РФ.

С заявлением об отмене решения третейского суда вправе обратиться прокурор, если решение третейского суда затрагивает права и охраняемые законом интересы граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут самостоятельно оспорить решение третейского суда.

Заявление об отмене решения третейского суда подается в районный суд, на территории которого принято решение третейского суда, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральным законом. По соглашению сторон третейского разбирательства заявление об отмене решения третейского суда может быть подано в районный суд по месту жительства или месту нахождения одной из сторон третейского разбирательства.

Заявление об отмене решения третейского суда оплачивается государственной пошлиной в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Главная часть заявления — тщательное аргументированное раскрытие таких недостатков третейского производства, которые могут привести к отмене оспариваемого решения.

Осно­вания отмены исчерпывающе перечислены в ст. 421 ГПК РФ:

  1. одна из сторон третейского соглашения, на основании которого спор был разрешен третейским судом, не обладала полной дееспособностью;
  2. третейское соглашение, на основании которого спор был разрешен третейским судом, недействительно по праву, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания - по праву Российской Федерации;
  3. решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения;
  4. состав третейского суда или процедура арбитража не соответствовали соглашению сторон или федеральному закону;
  5. сторона, против которой принято решение третейского суда, не была должным образом уведомлена об избрании (назначении) третейских судей или о времени и месте заседания третейского суда либо по другим уважительным причинам не могла представить в третейский суд свои объяснения;
  6. спор, рассмотренный третейским судом, в соответствии с федеральным законом не может быть предметом третейского разбирательства;
  7. решение третейского суда противоречит публичному порядку Российской Федерации.

Решение международного коммерческого арбитража может быть отменено судом по основаниям, предусмотренным международным договором Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже".

Никакие ссылки на ошибочную оценку доказательств, необо­снованность, незаконность, обычно фигурирующих в жалобах на акты государственных судов, юридической силы по отношению к третейским судам не имеют.

Заявление об отмене решения третейского суда рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий месяца со дня поступления заявления в районный суд. При подготовке дела к судебному разбирательству по ходатайству обеих сторон третейского разбирательства судья может истребовать из третейского суда материалы дела, решение по которому оспаривается в районном суде, по правилам истребования доказательств.

Стороны третейского разбирательства извещаются районным судом о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела.

Отмена решения третейского суда не препятствует сторонам третейского разбирательства повторно обратиться в третейский суд, если возможность обращения в третейский суд не утрачена, или в суд по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом.

2.75 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий