Уголовно-процессуальное право как наука: понятие, предмет, метод, задачи, система
Наука уголовного процесса представляет собой систему специальных взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний, в пределах и посредством которых осуществляется теоретико-прикладное освоение практической деятельности участников уголовного судопроизводства.
В науке уголовного судопроизводства изучается история, задачи уголовного судопроизводства, его принципы, полномочия государственных органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу, положение личности в уголовном процессе, ее права и их гарантии, особенности процессуально-правовых отношений, процессуальные формы реализации правовых норм, основания и порядок совершения процессуальных действий и принятия решений на различных стадиях производства по уголовному делу
Предмет изучения науки уголовно-процессуального права
Предметом науки уголовного процесса являются:
- сущность и назначение уголовного процесса, принципы его организации и осуществления;
- содержание основных понятий уголовного процесса;
- правовое положение в производстве по уголовным делам субъектов, участвующих вуголовном процессе;
- нормы действующего уголовно-процессуального права, регулирующие деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел;
- сама уголовно-процессуальная деятельность (содержание процессуальных действий, условия, основания, порядок и последовательность производства как каждого процессуального действия, так и всего процесса с момента его начала и до конца);
- уголовно-процессуальные отношения, возникающие между участниками уголовного процесса;
- история развития российского уголовно-процессуального законодательства, отдельных его институтов и норм;
- изучение уголовного процесса зарубежных стран.
Предметом изучения данной науки являются не только нормы права, но и практика их применения, т. е. «право в действии». Это способствует выявлению того, как действует тот или иной правовой институт или конкретная норма, их положительное или негативное влияние на достижение поставленной цели, действия, решения.
Методы науки уголовного судопроизводства:
- формально-юридический (специально-юридический),
- исторический,
- сравнительно-правовой,
- социологический.
Все методы науки подразделяются на философские, общенаучные и частнонаучные.
Формально-юридический метод выражается в грамматическом, логическом и систематическом исследовании норм уголовно-процессуального права.
Исторический метод исследования, позволяет выявить модели и присущие им формы уголовного судопроизводства. Этот метод выявляет сущность тех или иных изменений процессуальных норм, путем сравнения их с нормами предшествующего законодательства и тем самым способствует теоретическому анализу происшедших изменений в уголовно-процессуальном регулировании. Такого рода исследования способствуют совершенствованию правоприменительной практики, а также дальнейшему совершенствованию законодательства.
Сравнительно-правовой метод используется при изучении и сопоставлении правовых институтов и норм, действующих в различных государствах. Это дает возможность выявить общую природу отдельных правовых институтов и различия в их правовом регулировании, недостатки правового регулирования или, наоборот, наиболее удачное регламентирование того или иного правового института, стадий судопроизводства, полномочий органов и должностных лиц и гарантий прав участников процесса.
Конкретно-социологические методы направлены на изучение «права в действии». Это достигается путем проведения опросов, анкетирования, статистических исследований и др., что дает возможность выявить связь действия уголовно-процессуальных норм (их нарушений) с другими социальными явлениями, а также правосознанием правоприменителя, его установками, нравственными качествами и др.
Общенаучные методы одинаковы для научного исследования во всех отраслях права и достаточно подробно рассмотрены в курсе теории права. Куда более важную роль занимают частнонаучные методы познания, характерные для науки уголовного процесса. К таким методам, в частности, относятся специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, социологический.
Задачи науки уголовного процесса
Задачами науки уголовного процесса является содействие укреплению прав личности и их гарантий в уголовном судопроизводстве, совершенствованию норм уголовно-процессуального права, развитию демократических основ правосудия. Наука уголовного процесса, находясь под плодотворным воздействием следственной, судебной и прокурорской практики, опираясь на ее научное обобщение, призвана оказывать помощь практике в совершенствовании достижений, в устранении ошибок и недостатков.
Система науки уголовного процесса
Уголовный процесс как наука соответствует системе уголовно-процессуального законодательства и отчетливо разграничивается на общую и особенную части.
В Общей части сосредоточены положения, имеющие отношение ко всем его участникам, равно как и ко всем стадиям уголовного процесса. Здесь излагаются исходные положения курса – сущность уголовного процесса, уголовно-процессуального права, науки уголовного процесса; содержание и значение уголовно-процессуального закона; принципы уголовного процесса, его участники, учение о доказательствах, мерах пресечения и др.
Особенная часть охватывает, главным образом, вопросы движения уголовного дела применительно к отдельным стадиям процесса, а также особый порядок уголовного судопроизводства по делам в отношении несовершеннолетних, о применении принудительных мер медицинского характера, в отношении отдельных категорий лиц. Предметом этой части курса являются и вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.
К Особенной части курса уголовного процесса примыкает и специальный раздел, посвященный уголовному процессу зарубежных стран.
Уголовно-процессуальное право как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, система
Уголовно-процессуальное право входит в перечень обязательных учебных дисциплин по специальности «Юриспруденция».
В данном курсе изучается нормативное регулирование уголовного судопроизводства, поэтому в учебных планах эта дисциплина именуется уголовно-процессуальным правом. Очевидно, что понимание современного уголовного судопроизводства требует обращения к истории уголовного процесса, к тем типам уголовного процесса, которые неразрывно связаны с назначением уголовного процесса в тот или иной исторический период государства и с положением личности в этом государстве.
Задача учебной дисциплины "Уголовный процесс"
Уголовный процесс как учебная дисциплина имеет своей задачей
- ознакомить с достижениями данной науки,
- добиться уяснения норм уголовно-процессуального права, порядка их реализации,
- привить практические навыки применения соответствующих правовых норм к конкретным жизненным ситуациям в сфере возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения дел о преступлениях.
Система учебной дисциплины "Уголовный процесс"
Уголовный процесс как учебная дисциплина соответствует системе уголовно-процессуального законодательства – важнейшей составной части предмета ее изучения – отчетливо разграничивается на общую и особенную части.
При изучении данного учебного курса необходимо использовать полученные ранее знания из курсов теории государства и права, всеобщей истории, истории России, конституционного права Российской Федерации, а также из курса «Правоохранительные органы Российской Федерации».
При изучении этого учебного курса необходимо не только усвоить нормативное регулирование того или иного процессуального института, основания и порядок совершения тех или иных процессуальных действий, условия принятия решений по делу в целом и по отдельным правовым вопросам, но и приобрести навыки применения норм Уголовно-процессуального кодекса, т. е. умение совершать процессуальные действия, принимать решения и закреплять эти действия и решения в соответствующих процессуально-правовых документах. Все необходимые знания, умения и навыки студент должен приобрести как при изучении теории данного курса, так и при прохождении ознакомительной и преддипломной практики.
При изучении уголовного судопроизводства и в практической деятельности по реализации норм УПК необходимо обращаться к достижениям различных отраслей знаний, поскольку эти знания используются при установлении фактических обстоятельств события, личности обвиняемого, исследовании доказательств и др. Научные знания, помогающие достижению назначения уголовного судопроизводства, составляют содержание науки и учебных дисциплин криминалистики, судебной экспертизы, судебной медицины, судебной психиатрии, юридической психологии и др.