Уголовно-процессуальное право как наука и как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, система

Уголовно-процессуальное право как наука: понятие, предмет, метод, задачи, система

Наука уголовного процесса представляет собой систему специальных взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний, в пре­делах и посредством которых осуществляется теоретико-прикладное освоение практической деятельности участников уголовного судо­производства.

В науке уголовного судопроизводства изучается история, зада­чи уголовного судопроизводства, его принципы, полномочия государственных органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу, положение личности в уголовном про­цессе, ее права и их гарантии, особенности процессуально-пра­вовых отношений, процессуальные формы реализации право­вых норм, основания и порядок совершения процессуальных действий и принятия решений на различных стадиях производ­ства по уголовному делу

Предмет изучения науки уголовно-процессуального права

Предметом науки уголовного процесса являются:

    • сущность и назначение уголовного процесса, принципы его организации и осуществления;
    • содержание основных понятий уголовного процесса;
    • правовое положение в производстве по уголовным делам субъектов, участвующих вуголовном процессе;
    • нормы действующего уголовно-процессуального права, регулирующие деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел;
    • сама уголовно-процессуальная деятельность (содержание процессуальных действий, условия, основания, порядок и последовательность производства как каждого процессуального действия, так и всего процесса с момента его начала и до конца);
    • уголовно-процессуальные отношения, возникающие между участниками уголовного процесса;
    • история развития российского уголовно-процессуального законодательства, отдельных его институтов и норм;
    • изучение уголовного процесса зарубежных стран.

Предметом изучения данной науки являются не только нор­мы права, но и практика их применения, т. е. «право в дейст­вии». Это способствует выявлению того, как действует тот или иной правовой институт или конкретная норма, их положи­тельное или негативное влияние на достижение поставленной цели, действия, решения.

Методы науки уголовного судопроизводства:
    1. фор­мально-юридический (специально-юридический),
    2. исторический,
    3. сравнительно-правовой,
    4. социологический.

Все методы науки подразделяются на философские, общенаучные и частнонаучные.

Формально-юридический метод выражается в грамматиче­ском, логическом и систематическом исследовании норм уго­ловно-процессуального права.

Исторический метод исследования, позволяет выявить моде­ли и присущие им формы уголовного судопроизводства. Этот метод выявляет сущность тех или иных изменений процессу­альных норм, путем сравнения их с нормами предшествующего законодательства и тем самым способствует теоретическому анализу происшедших изменений в уголовно-процессуальном регулировании. Такого рода исследования способствуют совер­шенствованию правоприменительной практики, а также даль­нейшему совершенствованию законодательства.

Сравнительно-правовой метод используется при изучении и сопоставлении правовых институтов и норм, действующих в различных государствах. Это дает возможность выявить общую природу отдельных правовых институтов и различия в их право­вом регулировании, недостатки правового регулирования или, наоборот, наиболее удачное регламентирование того или иного правового института, стадий судопроизводства, полномочий ор­ганов и должностных лиц и гарантий прав участников процесса.

Конкретно-социологические методы направлены на изуче­ние «права в действии». Это достигается путем проведения оп­росов, анкетирования, статистических исследований и др., что дает возможность выявить связь действия уголовно-процессу­альных норм (их нарушений) с другими социальными явления­ми, а также правосознанием правоприменителя, его установка­ми, нравственными качествами и др.

Общенаучные методы одинаковы для научного исследования во всех отраслях права и достаточно подробно рассмотрены в курсе те­ории права. Куда более важную роль занимают частнонаучные ме­тоды познания, характерные для науки уголовного процесса. К та­ким методам, в частности, относятся специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, социологический.

Задачи науки уголовного процесса 

Задачами науки уголовного процесса является содействие укреплению прав личности и их гарантий в уголовном судопроизводстве, совершенствованию норм уголовно-процессуального права, развитию демократических основ правосудия. Наука уголовного процесса, находясь под плодотворным воздействием следственной, судебной и прокурорской практики, опираясь на ее научное обобщение, призвана оказывать помощь практике в совершенствовании достижений, в устранении ошибок и недостатков.

Система науки уголовного процесса

Уголовный процесс как наука соответствует системе уголовно-процессуального законодательства и отчетливо разграничивается на общую и особенную части.

В Общей части сосредоточены положения, имеющие отношение ко всем его участникам, равно как и ко всем стадиям уголовного процесса. Здесь излагаются исходные положения курса – сущность уголовного процесса, уголовно-процессуального права, науки уголовного процесса; содержание и значение уголовно-процессуального закона; принципы уголовного процесса, его участники, учение о доказательствах, мерах пресечения и др.

Особенная часть охватывает, главным образом, вопросы движения уголовного дела применительно к отдельным стадиям процесса, а также особый порядок уголовного судопроизводства по делам в отношении несовершеннолетних, о применении принудительных мер медицинского характера, в отношении отдельных категорий лиц. Предметом этой части курса являются и вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

К Особенной части курса уголовного процесса примыкает и специальный раздел, посвященный уголовному процессу зарубежных стран.

Уголовно-процессуальное право как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, система

Уголовно-процессуальное право входит в перечень обязатель­ных учебных дисциплин по специальности «Юриспруденция».

В данном курсе изучается нормативное регулирование уго­ловного судопроизводства, поэтому в учебных планах эта дис­циплина именуется уголовно-процессуальным правом. Очевид­но, что понимание современного уголовного судопроизводства требует обращения к истории уголовного процесса, к тем типам уголовного процесса, которые неразрывно связаны с назначе­нием уголовного процесса в тот или иной исторический период государства и с положением личности в этом государстве.

Задача учебной дисциплины "Уголовный процесс"

Уголовный процесс как учебная дисциплина имеет своей задачей

    • ознакомить с достижениями данной науки,
    • добиться уяснения норм уголовно-процессуального права, порядка их реализации,
    • привить практические навыки применения соответствующих правовых норм к конкретным жизненным ситуациям в сфере возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения дел о преступлениях.
Система учебной дисциплины "Уголовный процесс"

Уголовный процесс как учебная дисциплина соответствует системе уголовно-процессуального законодательства – важнейшей составной части предмета ее изучения – отчетливо разграничивается на общую и особенную части.

При изучении данного учебного курса необходимо ис­пользовать полученные ранее знания из курсов теории государ­ства и права, всеобщей истории, истории России, конституци­онного права Российской Федерации, а также из курса «Право­охранительные органы Российской Федерации».

При изучении этого учебного курса необходимо не толь­ко усвоить нормативное регулирование того или иного процес­суального института, основания и порядок совершения тех или иных процессуальных действий, условия принятия решений по делу в целом и по отдельным правовым вопросам, но и при­обрести навыки применения норм Уголовно-процессуального кодекса, т. е. умение совершать процессуальные действия, при­нимать решения и закреплять эти действия и решения в соот­ветствующих процессуально-правовых документах. Все необхо­димые знания, умения и навыки студент должен приобрести как при изучении теории данного курса, так и при прохожде­нии ознакомительной и преддипломной практики.

При изучении уголовного судопроизводства и в практиче­ской деятельности по реализации норм УПК необходимо обра­щаться к достижениям различных отраслей знаний, поскольку эти знания используются при установлении фактических об­стоятельств события, личности обвиняемого, исследовании до­казательств и др. Научные знания, помогающие достижению назначения уголовного судопроизводства, составляют содержа­ние науки и учебных дисциплин криминалистики, судебной экспертизы, судебной медицины, судебной психиатрии, юри­дической психологии и др.

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий