Установление содержания иностранного закона в России и в других странах

Решение данной проблемы предполагает ответы на три вопро­са:

  1. кто должен устанавливать содержание иностранного права;
  2. как установить его содержание;
  3. какие юридические последствия возникнут, если содержание иностранного права не будет уста­новлено.

Кто должен устанавливать содержание иностранного права?

Правоприменительный процесс построен на постулате, что судья и другой правоприменительный орган знает свое право и его применяет. Но иностранное право судья не знает, не обязан знать и не может знать. Вот почему при применении иностран­ного права приобретает столь большое значение установление его содержания.

Решение вопроса, кто обязан это делать, предопре­деляется общим подходом к пониманию иностранного права.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:

Из рассмотренного выше концептуального подхода к пониманию иностранного права (характерен для стран континентального права) следует:

    1. суд по должности (ex officio) обя­зан применить иностранное право;
    2. суд применяет иностранное право как систему юридически обязательных предписаний (норм пра­ва);
    3. отсюда логически следует, что суд по должности обязан ус­тановить содержание применяемого права.

В ч. 1 ст. 1191 ГК это прямо закреплено: «При применении иностранного права суд... устанавливает содержание его норм...». Вместе с тем закон разрешает сторонам представить документы, подтверждающие содержание соответствующих норм иностранного права. Но стороны не обязаны это делать, и ко­нечная оценка и осознание содержания норм иностранного права являются обязанностью суда.

Однако по требованиям, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, «бремя дока­зывания содержания норм иностранного права может быть возло­жено судом на стороны». Если суд своим решением обяжет сто­роны представить доказательства содержания норм иностранного права, то это уже будет юридической обязанностью сторон. Суд перекладывает свою обязанность на стороны, но сохраняет за со­бой право оценить представленные доказательства. Обратим вни­мание, что данное правило сформулировано диспозитивно: суд может обязать стороны представить доказательства, но не обязан это делать. Данные правила воспроизведены в ст. 14 АПК 2002 г.

Установление содержания иностранного права в странах англо-американского права

Страны англо-американского права исходят из принципиаль­но иного отношения к иностранному праву и по-иному решают вопрос, кто обязан устанавливать его содержание.

Согласно англо-американской доктрине и практике суд при­меняет только свое собственное право, но он может признать субъективные права, возникшие под действием иностранного права. При этом иностранное право рассматривается как факти­ческое обстоятельство, которое наряду с другими фактическими обстоятельствами выступает доказательствами по делу. Предста­вить суду доказательства обязаны стороны, отсюда все доказа­тельства, связанные с содержанием норм иностранного права, под действием которых возникло спорное субъективное право, обязана представить заинтересованная сторона. Суд лишь оцени­вает представленные сторонами доказательства, в том числе и по поводу содержания конкретного правила иностранного права и обоснованности притязаний на основе этого правила. Следова­тельно, суд не применяет иностранное право как юридически обязательные предписания, а оперирует им как фактом по делу (as a fact).

Как установить содержание иностранного права?

Установление содержания иностранного права — исключи­тельно трудное дело, поэтому в ГК РФ (п. 2 ст. 1191) дается при­мерный перечень организаций, которые могут оказать содействие суду:

    1. Министерство юстиции РФ,
    2. иные компетентные органы или уч­реждения в России и за границей.

Кроме того, суд может при­влечь экспертов, воспользоваться помощью научно-исследователь­ских учреждений, дипломатических и консульских представи­тельств за рубежом.

Таким образом, имеются различные способы установления содержания иностранного права, к ним, в частности, относятся следующие:

    • обращение за содействием и разъяснениями к Министерству юстиции РФ и иным компетентным органам или организациям (например, в Торгово-промышленную палату РФ, научно-исследовательские организации);
    • обращение к органам или организациям иностранных государств;
    • привлечение в качестве экспертов соответствующих специалистов.

За границей, соответственно, за установлением содержания иностранного права в вопросах внешнеэкономической деятельности можно обратиться в торгово-промышленную палату иностранного государства (например, в Украине - в Харьковскую торгово-промышленную палату kcci.kharkov.ua/ru/urconsl).

Поскольку практика показала недостаточную эффективность использования этих способов для установления содержания иностранного права, в современных условиях проявляется тенденция более активного обращения к сторонам в деле. Так, в одном из решений федеральный арбитражный суд, отменяя решения нижестоящих инстанций, указал, что в целях установления содержания иностранного права и практики его применения суд вправе обратиться к лицам, участвующим в деле, с предложением представить документы, подтверждающие содержание соответствующих норм иностранного права.

Подробнее о международном сотрудничестве

Для более эффективного установления содержания иностранного права наряду с новым подходом к вопросам возложения бремени доказывания содержания иностранного права на стороны и более активным использованием органами юстиции новых технических возможностей в области информации большое значение приобретает развитие международного сотрудничества в этой области. Отметим, что Россия стала участницей Европейской конвенции об информации относительно иностранного законодательства 1968 г., в которой участвуют более 40 государств. Эта Конвенция предусматривает, что договаривающиеся стороны обязуются предоставлять друг другу в соответствии с ее положениями информацию относительно своего законодательства и процедур в гражданской и коммерческой сферах, а также относительно их судебной системы.

В европейских странах так же, как и в России, установление содержания иностранного права является обязанностью суда. При этом стороны, заинтересованные в применении иностранного права, также могут представлять информацию о его содержании. Так, по Гражданско-процессуальному кодексу Польши 1964 г. суд применяет иностранное право и устанавливает его содержание. При установлении содержания иностранного права суд вправе об­ратиться к министру юстиции с просьбой предоставить необходи­мую информацию или запросить заключение экспертов; заинтере­сованная сторона может также представить сведения об ино­странном праве.

Таким образом, концепция, нашедшая отражение в праве многих государств, согласно которой содержание иностранного права устанавливается судом по должности, но заинтересованные стороны могут представить свои доказательства, в настоящее вре­мя является преобладающей.

Какие последствия возникнут, если содержание иностранного права не будет уста­новлено?

Законы некоторых государств включают специальные пред­писания на этот случай. К числу таких государств следует отне­сти и Россию:

  • если содержание норм иностранного права, несмотря на предпринятые меры, в разумные сроки не установлено, то применяется российское право (п. 3 ст. 1191 ГК).

Практически все государст­ва, законодательно решающие рассматриваемый вопрос, в этой ситуации предписывают применение своего собственного пра­ва - lex fori.

Поскольку определение понятия "разумные сроки" в приведенном пункте ст. 1191 не дается, это может быть установлено после того, как сложится практика в нашей стране. Это положение ГК РФ (ст. 1191) аналогично правилам, содержащимся в законодательстве многих других стран, например Швейцарии, Италии и Венгрии.

Подробнее

Применение данного правила предусмотрено в качестве крайней меры, когда, несмотря на предпринятые усилия, суду не удается установить содержание норм иностранного права. Законодательство некоторых стран (например, Италии) закрепляет для суда обязанность, до того как прибегнуть к этой мере, использовать другие коллизионные нормы, если таковые существуют, установленные в отношении тех же фактических обстоятельств. Как вытекает из закона, в правоприменительной практике российских судов использование правила, закрепленного в п. 3 ст. 1191 ГК РФ, допустимо также лишь в исключительных случаях (см. об этом подробнее в гл. 18).

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).