Восточные славяне в древности

Внимание! В данной теме немало спорных вопросов. Раскрывая их, следует говорить о существующих в науке гипотезах.


Происхождение и расселение восточных славян

Сложность исследования вопросов происхождения восточных славян и их расселения на территории Руси тесно связана проблемой отсутствия достоверных сведений, так как более или менее точные источники датируются V-VI вв. н.э.

Существует две наиболее распространенные точки зрения на происхожде­ние славян:

  1. славяне — коренное население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей заруби-нецкой и Черняховской археологических культур.
  2. древнейшей прародиной славян является Центральная Европа, а конкретнее, район верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории они расселились по Европе. В настоящее время эта точка зрения более распространена в науке.

Таким образом, ученые полагают, что предки славян (праславяне) выделились из индоевропейской группы к середине I тысячелетия до н.э. и жили на территории Центральной и Восточной Европы.

Возможно, о предках славян говорит Геродот, когда описывает племена среднего Поднепровья.

Данные о восточнославянских племенах имеются в «Повести временных лет» монаха Нестора (начало XII в.), который пишет о прародине славян в бассейне Дуная. Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - «волохов», вытеснивших славян с прародины.

Название «славяне» появилось в источниках только в VI в. н.э. В это время славянский этнос активно включается в процесс Великого переселения народов – крупного миграционного движения, охватившего Европейский континент в середине I тысячелетия н.э. и почти полностью перекроившего его этническую и политическую карту.

Расселение восточных славян

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева.

Летописец отмечал неравномерность развития отдельных восточно-славянских объединений. Наиболее развитыми и культурными он называет полян.

Земля полян носила название "Русь". Одно из объяснений происхождения термина "Русь", выдвигаемых учёными, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Сведения о размещении славянских племенных союзов подтверждаются археологическими материалами (например, данные о различных формах женских украшений, полученные в результате археологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных союзов).

Хозяйство восточных славян

Основным занятием восточных славян было земледелие.

Выращивались культуры:

  • зерновые (рожь, ячмень, просо);
  • огородные культурам (репа, капуста, морковь, свекла, редька);
  • технические (лен, конопля).

Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось климатическими условиями и плодородием почвы.

Системы земледелия славянских племен:

    1. Перелог - ведущая система земледелия в южных районах. Участки земли засевались в течение нескольких лет, а после оскудения почвы люди переходили на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии - деревянный плуг с железным лемехом. Безусловно, плужное земледелие было более эффективным, так как давало более высокие и стабильные урожаи.
    2. Подсечно-огневая - применялась на севере, в районе густой тайги. В первый год на выбранном участке деревья подрубались, вследствие чего засыхали. На следующий год срубленные деревья и пни сжигались, а в золу сеяли зерно. Впоследствии удобренный золой участок в течении нескольких лет давал высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. Собирали урожай при помощи серпов, а размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.

Необходимо понимать, что с земледелием тесно было связано скотоводство, однако животноводство для славян имело подсобное значение. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочей силы использовали волов и лошадей.

Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество. Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.

Города восточных славян

Около VII-VIII вв. ремесло отделяется от земледелия, выделяются специалисты (кузнецы, литейщики, гончары). Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах — градах, а также на городищах — погостах, которые из военных укреплений постепенно превращались в центры ремесла и торговли — города, постепенно становившиеся резиденциями носителей власти.

Города, как правило, возникали возле слияния рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центр города, окруженный валом и крепостной стеной, назывался кремлем. Со всех сторон кремль был окружен водой, что обеспечивало надёжную защиту от нападавших. К кремлю примыкали поселения ремесленников - слободы. Данная часть города называлась посадом.

Древнейшие города располагались и на главных торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из "варяг в греки", окончательно сложившийся к IX в. Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками суда достигали Днепра, по которому доходили до Черного моря, а значит, до Византии. Другим торговым путем был Волжский путь, связывавший Русь со странами Востока.

Социальный строй восточных славян

В VII-IXвв. восточные славяне переживали раз­ложение родоплеменного строя. Община изменялась от родовой к соседской. Общинники жили в отдельных домах — полузем­лянках, рассчитанных на одну семью. Частная собственность уже существовала, но скот оставался в общем владении, имуще­ственного неравенства внутри общин еще не было.

Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель и включения в состав общины рабов. Распаду первобытнообщинных отношений способствовали военные походы славян. Выделилась родоплеменная знать — князья и старейшины. Они окружали себя дружинами, т. е. вооруженной силой, не за­висящей от воли народного собрания и способной принудить ря­довых общинников к повиновению. Таким образом, славянское общество уже подходило к возникновению государственности.

Подробнее

Каждое племя имело своего князя (от общеславянского «кнез» - «вождь»). Одним из та­ких племенных вождей VI (VII) в. был Кий, княживший в племе­ни полян. Русская летопись «Повесть временных лет» называет его основателем Киева. Некоторые историки даже полагают, что Кий стал родоначальником древнейшей племенной княжеской династии, но это мнение не разделяется другими авторами. Мно­гие исследователи считают Кия легендарной фигурой.

Распаду первобытнообщинных отношений способствовали любые военные походы славян, отдельно стоит выделить походы на Византию. Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей — князей и родоплеменной знати. Постепенно вокруг князя складывалась особая организация воинов — дружина, члены которой отличались от своих соплеменников. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.Помимо профессиональной дружины существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча).

Большая роль соседской общины в жизни славянских племен, в первую очередь, объясняется коллективным выполнением трудоёмких работ, непосильных одному человеку. Выходцы из родовой общины уже не были обречены на гибель, так как могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Основные вопросы в жизни общины решались на народных собраниях — вечевых сходах.

Любая община имела в распоряжении определенные территории, на которых жили семьи.

Виды владений общины:

  1. общественные (пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы);
  2. личные (дом, приусадебная земля, скот, инвентарь).

Культура восточных славян

До наших дней дошло очень немного образцов искусства древних славян: серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами, изображения мужчин в славянской одежде с вышивкой на рубахе. Для изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей.

Обожествляя различные силы природы, восточные славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в добрых и злых духов.

Главные божества восточных славян (имеются варианты):

    • божество Вселенной — Род;
    • божество солнца и плодородия — Даждь-бог;
    • бог скота и богатства — Велес;
    • бог огня — Сварог;
    • бог грозы и войны — Перун;
    • богиня судьбы и ремёсел — Мокошь.

Местами поклонения служили священные рощи, источники. Кроме того, у каждого племени существовали общие святилища, куда сходились все члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.

Важное место в религии древних славян занимал культ предков. Широко был распространен обычай сожжения покойников. Вера в загробное существование проявлялась в том, что в погребальный костер вместе с умершими клали различного рода вещи. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен или рабыню. В честь умершего устраивали пир — тризну и военные состязания.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий