Возбуждение прокурором производства об административном правонарушении

Согласно ст. 1ФЗ "О прокуратуре РФ" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами.

Таким образом, в тех случаях, когда

    1. возникает необходимость привлечения виновных лиц за нарушения законов к административной ответственнос­ти,
    2. решение об этом не было принято соответствующим контролирующим органом,

прокурор выносит мотивиро­ванное постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

Такое по­становление может выноситься как в отношении должност­ных лиц, так и в отношении граждан и юридических лиц, если они являются субъектами выявленного прокурором в ходе проверки правонарушения.

Цель постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении — поставить перед компетентным органом вопрос о привлечении виновного в нарушении закона лица или нескольких лиц к административной ответственности. Тем самым прокурор привлекает внимание соответствую­щего органа или должностного лица к допущенному нару­шению закона, степени общественной опасности нарушения и к необходимости привлечения к административной ответ­ственности виновного в целях пресечения и предупрежде­ния в будущем противоправных действий.

Постановление содержит следующие реквизиты:

    • наиме­нование «постановление», дату и место его вынесения;
    • дол­жность и фамилию прокурора;
    • описание обстоятельств на­рушения со ссылкой на закон, который нарушен;
    • указание конкретного лица или лиц, которыми нарушен закон;
    • пред­ложение прокурора о наложении административного взыс­кания со ссылкой на ст. 28.4 КоАП РФ;
    • наименование органа, куда направляется постановление для принятия решения по существу;
    • ссылка на необходимость уведомления проку­рора о времени и месте рассмотрения дела об администра­тивном правонарушении;
    • должность, классный чин, фами­лию прокурора и его подпись.

Постановление прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении рассматривается в сроки, установленные  ст. 28.5  КоАП РФ для конкретных составов административных пра­вонарушений.

Особенности возбуждение производства по делу об административном правонарушении при надзоре за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности

Прокурор правомочен возбудить производство об адми­нистративном нарушении или незамедлительно передать сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган (должностному лицу), который полномочен рассмат­ривать дела об административных правонарушениях.

При реализации права прокурора на возбуждение производства об административном правонарушении оперативным сотрудником требуют внимания два аспекта:

1) В оперативно-розыскной деятельно­сти принимают участие:

    • должностные лица органов, осуще­ствляющих оперативно-розыскную деятельность на гласной основе;
    • штатные негласные сотрудники этих органов;
    • лица, оказывающие содействие этим органам на конфиденциаль­ной основе;
    • лица, оказывающие содействие этим органам на неконфиденциальной основе.

Возбуждение производства об административном правонарушении в отношении тех, кто работает на негласной основе, конфиденциально, про­блематично, поскольку сведения о них прокурор может по­лучить лишь с их согласия.

2) Кодекс об адми­нистративных правонарушениях предусматривает, что военнослужащие несут ответственность за административ­ные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов несут ответственность за административные правонаруше­ния в соответствии с нормативными правовыми актами, рег­ламентирующими порядок прохождения службы в указан­ных органах.

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).