Возникновение и прекращение гражданской правосубъектности кредитной организации

Общий порядок возникновения юридических лиц урегулирован ГК РФ (ст. ст. 48-65).

Кредитная организация как юридическое лицо считается созданной со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (п.2 ст. 51 Гражданского кодекса РФ). С этого момента и возникает ее правосубъектность. Соответственно появляется новый субъект, способный нести обязанности, в том числе ответственность.

До этого момента обязанности по предоставлению документов в Банк России – это обязанности учредителей кредитной организации.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О банках и банковской деятельности» решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Документы на проведение регистрационных действий передаются через его территориальные учреждения.

Внесение соответствующих сведений в единый государственный реестр юридических лиц на основании решения Банка России осуществляется органом, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, а также вести единый реестр юридических лиц, которым является Федеральная налоговая служба.

Порядок государственной регистрации кредитных организаций определяется ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом специальных положений ФЗ «О банках и банковской деятельности» и принятых в соответствии с ним актов Банка России.

Основания для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций исчерпывающим образом перечислены в ст. 16 ФЗ «О банках и банковской деятельности». Данные основания касаются

  • несоответствия кандидатов, предлагаемых на руководящие должности в кредитную организацию, квалификационным требованиям,
  • несоответствия документов, поданных в Банк России, требованиям законодательства, а также
  • неудовлетворительного финансового положения учредителей кредитной организации.

Согласно судебной практике кредитные организации обладают специальной правоспособностью (правосубъектностью).

Однако если основываться на положениях ФЗ «О банках и банковской деятельности», их правосубъектность обладает признаками, характерными для исключительной правосубъектности:

  1. Для кредитных организаций перечень разрешенных им видов деятельности не может быть изменен учредительными документами.
  2. Банковская деятельность не подлежит совмещению с основными видами предпринимательской деятельности.
  3. В период, когда лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации еще не выдана, она вправе осуществлять только мероприятия по оплате уставного капитала (ч.5 ст.15 ФЗ «О банках и банковской деятельности»), по получению здания (помещения), где она будет располагаться, в аренду, субаренду или безвозмездное пользование, если не предполагается вносить это здание (помещение) в ее уставный капитал, а также совершать сделки, направленные на обеспечение деятельности кредитной организации, в том числе заключать трудовые договоры.
  4. Отзыв или аннулирование лицензии на осуществление банковских операций является основанием для ликвидации кредитной организации (ст.23.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

В период после отзыва или аннулирования лицензии и до дня вступления в силу решения арбитражного суда о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) или о ее ликвидации осуществляются только действия, прямо указанные в ч.12 ст.20 ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Содержание исключительной правосубъектности кредитных организаций сводится к осуществлению (выполнению):

  1. банковских операций;
  2. банковских сделок;
  3. иных сделок и видов деятельности в соответствии с законодательством РФ;
  4. операций с ценными бумагами;
  5. отдельных публичных функций;
  6. сопутствующих прав и обязанностей, в том числе по претерпеванию ответственности.

При этом первые четыре пункта касаются реализации гражданской правосубъектности и представляют собой дозволения в рамках общего запрета, а 5 и 6 пункт – административной (финансовой) правосубъектности и представляют собой публичные обязанности, существующие вне зависимости от воли и интересов кредитной организации. Сопутствующие права и обязанности могут быть как частно-правовые, так и публично-правовые.

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).