Заключение международных договоров. Договорная инициатива. Стадии заключения договора.Полномочия. Ратификация договора.

Договорная инициатива. Стадии заключения договора. Полномочия

Право заключать международный договор является важнейшим элементом международной правосубъектности и необходимым атрибутом основных субъектов МП.

Заключению договора предшествует договорная инициатива, т. е. предложение какого-либо государства или же группы государств или международной организации заключить определенный договор с одновременным представлением проекта текста договора. Договорная инициатива облегчает процесс заключения договора, прежде всего работу над самим текстом.

Можно выделить основные стадии заключения договора и предвари­тельный этап, который включает в себя проверку полномочий тех лиц,которые прибыли на заранее согласованную встречу для того, чтобы пред­ставлять конкретные государства и в последующем иметь право вести пе­реговоры, подписывать международно-правовые акты и т.д. Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов власти и управления. Органы государства при этом действуют через специально уполномоченных на то лиц, имеющих особые документы, называемые полномочиями.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:

В полномочиях удостоверяются право на ведение переговоров, принятие договора, установление его аутентичности, подписание и другие способы выражения согласия на обязательность договора. Полномочия должны выдаваться компетентными органами государства в соответствии с его внутригосударственным правом. Например, полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров РФ предоставляются:

  • в отношении договоров, заключаемых от имени РФ,— Президентом, а в отношении договоров, заключаемых от имени РФ, по вопросам, относящимся к ведению Правительства,— Правительством РФ. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента или Правительства Министерством иностранных дел;
  • в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства,— Правительством РФ. Такие полномочия оформляются Министерством иностранных дел;
  • в отношении договоров межведомственного характера — федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти.

Выдача полномочий должностным лицам международных организаций регулируется внутренним правом каждой организации.

Полномочия могут выдаваться на все стадии заключения договора или только на какую-то определенную стадию. Проверку полномочий на международных конферен­циях или при многосторонних переговорах выполняют специ­ально созданные комиссии или комитеты. В соответствии со ст. 7 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. без специальных полномочий договоры могут подписы­вать:

  1. глава государства;
  2. глава правительства;
  3. министр иностранных дел.

Основные стадии заключения международного договора

1)    Выработка, согласование и принятие отдельных положений дого­вора.

Разработка и согласование текста происходят:

  • по дипломатическим каналам;
  • на международных конференциях;
  • в рамках международных межправительственных организаций.

Тексты двусторонних договоров принимаются единогласно. Много­сторонние - путём консенсуса или большинством в 2/3 голосов.

2) Установление аутентичности договора, т.е. юридической равно­значности, равноподлинности.

Осуществляется путём:

  • парафирования (проставление инициалов или подписание каждой страницы двустороннего договора, лицом, на то уполномоченным);
  • включения текста договора в заключительный акт международной конференции или принятия резолюции в международной органи­зации, открывающей договор для подписания.

3)    Выражение согласия государства на обязательность для него договора осуществляется несколькими способами. Среди них
ст. 11 Венской конвенции 1969 г. называет:

  • подписание договора;
  • обмен документами, образующими договор;
  • ратификация договора;
  • принятие договора;
  • утверждение договора;
  • присоединение к договору;
  • применение любого другого способа, о котором усло­вились договаривающиеся стороны.

Подписание договора с соблюдением правила альтерната (подпись представителя государства в экземпляре договора, который ему предна­значен и составлен на его языке, должна располагаться или слева или вверху). Если стороны условились, то договор может вступать в силу с момента подписания.

Подробнее о правилах подписания договора
Международная практика выработала определенные правила подписания договоров. Так, подписи представителей государств под двусторонним договором располагаются друг против друга или одна под другой. В текстах на обоих языках первое место (левое или верхнее) занимает подпись представителя того государства, у которого хранится данный экземпляр договора. В названии договора на первом месте также ставится наименование государства, у которого будет храниться экземпляр подлинника договора. В текстах договора на языках, текст которых пишется справа налево, первым местом считается подпись на правой стороне. Под многосторонним договором подписи представителей располагаются одна над другой в алфавитном порядке названий государств на том языке, о котором договорились участники. При этом очередность подписания представителями государств может начинаться не с первого места, а с любого другого, определенного жребием.

Обмен документами, образующими договор, есть выражение согла­сия государств на обязательность для них договора, если они условились об этом обмене документами.

Утверждение (принятие) договора - это одобрение его тем органом, в компетенцию которого входит его заключение в форме федерального за­кона. Утверждаются только те договоры, которые не требуют ратификации.

Присоединение к договору (как к действующему, так и к тому, что ещё не вступил в силу) осуществляется тогда, когда государство не участ­вовало в разработке и заключении договора.

Ратификация договора

Ратификация - это утверждение договора высшим законодательным органом государства. Предложение о ратификации вносится или президентом, или правительством.

Ратификация требуется, как это следует из Венских конвенций, когда она предусмотрена самим договором либо когда представитель государства подписал договор под условием ратификации. Законодательство многих государств устанавливает, какие договоры подлежат обязательной ратификации.

При обсуждении данного предложения об­ращается внимание на соответствие договора законодательству РФ, даётся финансово-экономическое обоснование и делается вывод о целесообраз­ности данного решения. В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ «О международ­ных договорах РФ» 1995 г. ряд международных договоров подлежит обя­зательной ратификации в парламенте страны. К этим договорам относятся:

  • исполнение которых требует изменения действующих или при­нятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрены законом;
  • предметом которых являются основные права и свободы челове­ка и гражданина;
  • о территориальном разграничении РФ с дру­гими государствами, включая договоры о прохождении Государ­ственной границы РФ, а также о разграниче­нии исключительной экономической зоны и континентальногошельфа РФ;
  • об основах межгосударственных отношений по вопросам, затра­гивающим обороноспособность РФ, по во­просам разоружения или международного контроля над воору­жениями,по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;
  • об участии РФ в межгосударственных сою­зах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий РФ или устанавливают юридическую обязательность решений их орга­нов для РФ.

Решение о ратификации оформляется в виде федерального закона и подписывается Президентом РФ.

Двусторонний договор вступает в силу после обмена ратификацион­ными грамотами с наступлением срока, указанного в договоре. Многосто­ронние договоры вступают в силу с момента сдачи депозитарию заранее определённого сторонами требуемого количества ратификационных гра­мот.

В международном праве действует презумпция действительности международного договора, закрепленная в ст. 42 Венских конвенций 1969 и 1986 гг. К ратификации приравнивается акт официального подтверждения, который осуществляется международной организацией в целях выражения согласия на обязательность договора.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).