Деятельность следственных аппаратов органов внутренних дел по расследованию экономических преступлений

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2016 года № 48 | О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности


В единую централизованную систему МВД России входят (подробнее - на сайте МВД):

  1. органы внутренних дел, включающие в себя полицию;
  2. внутренние войска;
  3. организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

Преступления в сфере экономической деятельности - это предусмотренные нормами главы 22 УК РФ общественно-опасные деяния, посягающие на определенные экономические отношения в обществе, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и иных благ.

Общественная опасность этих преступлений состоит в нарушении основных принципов экономической деятельности: принципа законности, свободы экономической деятельности, добросовестной конкуренции, добропорядочности субъектов экономической деятельности. Эти принципы составляют ядро экономических отношений в обществе. Посягая на них, субъект подрывает эти отношения, причиняет вред государству, обществу, отдельным гражданам. Поэтому государство берет на себя обязанность охранять общественные отношения, основанные на этих принципах, устанавливает уголовную ответственность за посягательство на них.

Сведения о преступлениях в сфере экономической деятельности поступают из различных источников. Независимо от их характера необходимость в проверке информации возникает всегда, когда без получения дополнительных данных невозможно правильно решить вопрос о возбуждении уголовного дела.

Специфика экономических преступлений:

    • совершаются преимущественно в процессе профессиональной деятельности,
    • связаны с использованием служебных полномочий, знаний особенностей отрасли и конкретного производства, с активным задействованием различных правовых механизмов и средств.

В частности, значительная часть экономических преступлений совершается под видом (посредством) банковских и хозяйственных операций, внешнеторговых сделок и иных форм регулирования имущественных отношений в обществе. В подобных случаях преступный замысел, признаки преступления распознаются с трудом, ибо внешне такое экономическое преступление мало чем отличается от обычной сделки. К тому же, в большей своей части это преступления без потерпевших, без видимых последствий.

Поэтому в отличие от многих других категорий деяний, эти преступления характеризуются тем, что круг источников информации по ним ограничен. Первыми, кто их выводит из тени, обнаруживает, являются, как правило, или оперативно-розыскные или контролирующие органы (налоговые инспекции, КРУ, органы валютного контроля и т.д.).

Деятельность следственных аппаратов органов внутренних дел по расследованию экономических преступлений включает:
    1. проверку информации о преступлении в сфере экономической деятельности;
    2. возбуждение (отказ в возбуждении) дела о преступлениях в сфере экономической деятельности;
    3. расследование и раскрытие преступления (в т.ч. изучение документов, проведение документальных проверок и ревизий, проведение обыска и выемки, допроса, др. следственных действий).

Проверка информации о преступлении в сфере экономической деятельности имеет своей особенностью то, что основное внимание проверяющего сосредотачивается на изучении поступивших материалов. Это могут быть акты ревизий, документальных и иных проверок, специальных расследований, заключения аудиторов и т.д. При рассмотрении их, прежде всего, надлежит выяснить, есть ли признаки уголовно наказуемого деяния, достаточные для возбуждения уголовного дела.

В актах ревизий, служебных расследований и других материалах, поступающих от контролирующих органов, как правило, не говориться о субъективной стороне преступления, ее признаках, так их установление является обязанностью не контролирующих органов, а органов расследования. Но эти материалы также могут дать немало ценной информации в плане познания внутренней стороны поведения виновных. В частности, о признаках субъективной стороны можно судить по способу преступления, по характеру поведения лица во время проведения ревизии и иной проверки, по его образу жизни, профессиональным качествам и иным обстоятельствам, сведения о которых можно получить, анализируя представленные материалы.

Если в рассматриваемом материале фактических данных недостаточно для возбуждения уголовного дела, то проверку следует продолжить путем собирания дополнительных сведений. Неоценимую помощь в этом случае могут оказать органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

Возможности этих органов целесообразно использовать и для решения других задач, возникающих в ходе предварительной проверки информации. Одной из них является документирование фактов противоправной деятельности виновных лиц. Как показывает практика, передача материалов ревизии или иной проверки в правоохранительные органы всегда вызывает повышенную активность виновных лиц в плане противодействия расследованию. Ими могут предприниматься и меры по сокрытию документов, вещественных доказательств, их уничтожению и т.д. Поэтому прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, наблюдение, а также проведение иных оперативно-розыскных мероприятий в этот период позволяет получить очень ценную информацию о преступлении, причастных к нему лицах и иных обстоятельствах, охватываемых предметом предварительной проверки, имеющих значение, как для возбуждения уголовного дела, так и для его последующего расследования.

Наряду с документированием оперативно-розыскные органы могут привлекаться также для выяснения способа совершения преступления, изучения личности заподозренного лица, его связей, образа жизни и иных обстоятельств, имеющих значение для возбуждения уголовного дела и последующего расследования.

Поводом к возбуждению дела о преступлениях в сфере экономической деятельности могут служить также заявления граждан, сообщения средств массовой информации и т.д. Эти сведения в большинстве случаев также подлежат предварительной проверке, характер которой зависит от того, содержатся ли в этих заявлениях и сообщениях указания на конкретные факты, свидетельствующие о преступлении, либо они в общей форме говорят о преступлениях, подготавливаемых или совершенных определенными лицами.

Методы проверки информации о преступлении в сфере экономической деятельности

В рамках общей схемы проверочных действий могут использоваться следующие известные методы проверки:

    1. Изучение условий и структуры деятельности той организации, в которой работают предполагаемые участники преступления, ознакомление с кругом их должностных обязанностей, полномочий;
    2. Истребование и изучение различных документов для ознакомления с порядком их составления и прохождения через различные инстанции, состоянием учета и контроля в данной организации;
    3. Изучение хранящихся в ОВД отказных материалов, прекращенных уголовных дел, обращение к данным криминалистических учетов, а также к материалам, хранящимся в архивах судов;
    4. Проведение по предложению следователя проверок финансово-хозяйственной деятельности организации;
    5. Получение консультаций у специалистов (бухгалтеров, товароведов и т.д.);
    6. Получение объяснений у должностных лиц и граждан;
    7. Использование оперативных возможностей.
    8. Первоначальный и последующий этапы расследования.

С момента возбуждения уголовного дела начинается следующий этап поисково-познавательной деятельности – раскрытие и расследование преступления. Следует заметить, что деятельность по раскрытию и расследованию преступлений в сфере экономической деятельности представляет собой весьма сложную и многогранную работу, требующую от оперативного работника и следователя глубоких разносторонних знаний, большого профессионального и жизненного опыта, хороших организаторских способностей и навыков. Эффективность расследования этих преступлений зависит и от того насколько деятельность следователя и взаимодействующих с ним лиц соответствует особенностям преступления и складывающимся ситуациям расследования. Поэтому важнейшим условием успешного расследования таких преступлений является правильное планирование предварительного следствия.

Планирование – это определение задач расследования, приемов и методов наиболее целесообразной организации деятельности следователя и оперативного работника в конкретной следственной ситуации. Значение планирования расследования определяется тем, что оно обеспечивает:

    • быстрое, полное и объективное решение задач расследования;
    • оптимальное взаимодействие субъектов расследования;
    • эффективность расследования (достижение максимальных результатов при минимальных затратах сил, времени и средств).

Планирование расследования строится на правовых, научных и фактических основах.

Планирование расследования в своем развитии проходит ряд этапов (взаимосвязанных элементов). Такими элементами (этапами) планирования являются:

    1. изучение исходных данных (следственной ситуации) и определение направлений планирования расследования;
    2. выдвижение следственных версий;
    3. выведение следствий из версий (определение обстоятельств, подлежащих установлению по делу, на основе моделирования обстоятельств и следов расследуемого события);
    4. определение перечня и последовательности производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
    5. определение исполнителей и сроков исполнения.

Работа следователя с документами

Одна из закономерностей расследования дел о преступлениях в сфере экономической деятельности – широкое использование в доказывании документов как источника сведений о преступлении. Это обусловливается, прежде всего, спецификой экономических преступлений. Как уже отмечалось, они маскируются законной предпринимательской или хозяйственной деятельностью, совершаются под видом различных операций и сделок. А поскольку многие из них обязательно документируются, то документируются, соответственно, и преступления, совершаемые таким способом. Поэтому документы при расследовании этой категории дел являются основным источником информации о преступлении.

В результате исследования документов можно установить:

    • способ совершения преступления,
    • виновных лиц,
    • мотив и цель преступления,
    • характер и размер причиненного ущерба,
    • обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и т.д.

Как показывает практика, документы обычно исследуются специалистами при проведении ревизий, инвентаризаций, аудиторских проверок, судебных (почерковедческие, технико-криминалистические, бухгалтерские и т.д.) и иных экспертиз. Но и сам следователь должен хорошо разбираться в соответствующих документах, знать их назначение, где, в каких организациях, учреждениях и т.д. они могут находиться, каким способом их можно получить, как производить отбор и систематизацию, какие приемы и средства можно использовать при осмотре и исследовании их и т.д.

Таким образом, работа следователя с документами - одно из важных направлений деятельности по расследованию преступления. Этому направлению работы присущи свои задачи, свои принципы, методы, средства и приемы деятельности.

В частности, при работе с документами по данной категории дел необходимо учитывать такие основные принципы криминалистики как

    1. плановость;
    2. оперативность;
    3. полнота сбора документов;
    4. сочетание параллельности с последовательностью при исследовании документов;
    5. исключение возможности изъятия и уничтожения документов заинтересованными лицами;
    6. привлечение для работы с документами сведущих лиц (специалистов, экспертов);
    7. широкое использование современных технико-криминалистических средств, научных методов, классификаций и машинных способов обработки содержащейся в документах информации;
    8. получение из документов исчерпывающих сведений, интересующих следствие, и эффективное их использование;
    9. обеспечение сохранности документов и применении следователем методов, исключающих возможность изменения документов.

Работа с документами предполагает также

    • предварительное ознакомление со структурой и характером деятельности предприятия (учреждения), где имело место преступление;
    • ознакомление с документооборотом и системой учета имущества (как бухгалтерского, так и оперативного);
    • выявление смежных организаций, связанных со снабжением данного предприятия и сбытом ее продукции;
    • изучение нормативных актов, регламентирующих соответствующую сферу деятельности, а также изучение приказов и распоряжений, на основе которых составляются многие другие документы. 

Большую помощь в решении соответствующих вопросов могут оказать специалисты: бухгалтера, экономисты, технологи, товароведы, криминалисты и т.д.

На некоторые подлежащие выемке документы могут указать потерпевшие, свидетели, а также оперативные работники и следователи, ранее расследовавшие подобные преступления.

По рассматриваемой категории дел систематизация – это один из важнейших принципов работы с документами.

Для выяснения обстоятельств расследуемого события могут изучаться как отдельные документы, так несколько (группа) документов, отражающих одну и ту же или взаимосвязанные операции (сделки).

Проведение ревизии по требованию следователя

Необходимость в проведении ревизии может возникнуть, как в процессе расследования преступления, так и стадии возбуждения уголовного дела. В таком случае с помощью ревизии проверяется информация о преступлении в целях решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Решая вопрос об организации ревизии, следователь должен определить:

    • какие обстоятельства можно выяснить с помощью ревизии;
    • на каких объектах и с использованием каких методов ее следует провести;
    • деятельность каких должностных лиц необходимо подвергнуть ревизионной проверке;
    • какой период их работы подлежит исследованию;
    • какие специалисты потребуются для разрешения вопросов, подлежащих ревизионной проверке, и сколько времени предоставить ревизорам для выполнения поставленных перед ними задач.

В процессе проведения ревизии следователь должен периодически получать информацию от ревизора и сопоставлять ее с материалами расследования преступления (предварительной проверки). Своевременное получение такой информации позволяет уточнить поставленные перед ревизором задачи, а также скорректировать план раскрытия и расследования преступления (предварительной проверки).

Контроль и запись переговоров

Контроль и запись переговоров как следственное действие по делам рассматриваемой категории имеет очень большое значение, так как обеспечивает негласное получение информации об обстоятельствах преступления, исходящей непосредственно от участников преступления и иных лиц.

Основными задачами контроля и записи переговоров являются:

    • выявление лиц, совершивших, преступление;
    • установление вины и роли каждого участника в совершении преступления;
    • установление мотива преступления;
    • выявление других эпизодов преступлений, совершенных виновными лицами;
    • розыск скрывшегося обвиняемого;
    • розыск без вести пропавшего лица, установление места нахождения искомых ценностей и документов, а также средств совершения преступления.

Дополнительные задачи контроля и записи переговоров можно отнести получение сведений:

    • характеризующих личность виновных лиц,
    • об организации противодействия расследованию (подкуп свидетелей, эксперта и других участников расследования, оказание на них давления и т.д.),
    • о подготовке к совершению преступления и т.д.

Обыск и выемка

По делам о преступлениях в сфере экономической деятельности проводятся личные обыски, обыски по месту работы и по месту жительства подозреваемых, а также по месту жительства членов их семей, близких родственников и знакомых.

Личный обыск, как правило, сопутствует задержанию подозреваемого. Цель такого обыска - обнаружение в одежде, личных вещах обыскиваемого документов, вещественных доказательств, свидетельствующих о совершении данного и других преступлений. Планируя задержание и личный обыск задержанного, следователь должен предусмотреть меры, препятствующие тому, чтобы преступники смогли выбросить уличающие доказательства или воспользоваться оружием против членов следственно-оперативной группы.

Эффективность обыска во многом обеспечивается его внезапностью. Поэтому проведение обыска в первые дни, а иногда и часы после возбуждения уголовного дела должно быть общим правилом при расследовании экономических преступлений.

Основное внимание во время обыска должно уделяться обнаружению документов. Целесообразно изымать документы, относящиеся к служебной деятельности заподозренных лиц, если даже в момент производства обыска следователю ещё не известно, какое значение они могут иметь для дела. Изыматься должны как официальные, так и не официальные документы: блокноты, ежедневники и т.д.

При производстве выемки изымаются документы, имеющие значение для уголовного дела. При планировании выемки следует иметь в виду, что документы нередко составляются в нескольких экземплярах. Поэтому, если по тактическим соображениям нецелесообразно получить документ в организации, где совершено преступление, то выемку соответствующего документа можно произвести в других организациях и учреждениях. Так, экземпляр определенного договора можно получить от организации, являющейся другой стороной данной сделки. Документы на отпущенную организацией готовую продукцию (третий экземпляр накладной и первый экземпляр счета-фактуры) можно изъять у получателя (покупателя) этой продукции.

Допрос подозреваемого, обвиняемого

Особенности допроса подозреваемого (обвиняемого) по данной категории уголовных дел обусловливаются, прежде всего, следующими обстоятельствами: характером и масштабом преступной деятельности лица, его служебным положением, уровнем профессиональной подготовки, характером занимаемой позиции в отношении выдвинутого против него обвинения.

В частности, следует отметить, что подозреваемые (обвиняемые) по этой категории преступлений редко признают свою вину. Они иногда подтверждают факт причинения материального ущерба, выражают готовность его возместить (правда для этого у них, по известным причинам, недостает или нет вовсе требуемого имущества), однако всегда отрицают умышленный характер причинения вреда.

Из характеристики листка по учету кадров и других документов можно сделать определенное представление о личности подозреваемого. Иногда данные о прошлом подозреваемого (например, административное взыскание, судимость) могут послужить ключом к раскрытию преступления, выявлению других соучастников преступления.

Основным приемом получения правдивых показаний по данной категории преступлений является предъявление доказательств, главным образом, документов. Если в них были внесены изменения, например, путем дописки или исправления, то заранее должна быть проведена экспертиза. При допросе также можно использовать результаты контроля телефонных разговоров, а также иные доказательства.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий