Факторы, определяющие содержание и развитие уголовно-исполнительной политики, формы выражения, закрепления и способы её реализации

Основные факторы, определяющие содержание и развитие уголовно-исполнительной политики:

    • социально-экономическое и политическое состояние общества;
    • состояние культуры, нравственности населения;
    • наличие идеологии;
    • уровень правосознания населения и состояния гражданского общества;
    • уровень развития уголовно-исполнительного законодательства;
    • признание и реализация международных стандартов в обращении с заключенными;
    • развитие науки уголовно-исполнительного права и смежных наук;
    • опыт практической деятельности в сфере исполнения наказаний;
    • состояние и динамика преступности, количество осужденных  (содержащихся в уголовно-исполнительных учреждениях) лиц.

Альтернативное мнение

Существенное влияние на состояние уголовно-исполнительной политики оказывает экономическое положение общества. Благо­приятное в экономическом отношении государство может ставить более высокие цели, делать стратегию фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависящими от политических факторов.

Представляется, что к основным, помимо экономического фактора, следует отнести и комплекс социальных факторов, в том числе:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • социально-политическое состояние и структура общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые пред­ставления,
    • здоровье людей, их материальное благополучие,
    • работа системы социальных служб;
    • обеспечение людей пенсиями, посо­биями и иными гарантиями социальной защиты,
    • создание условий для деятельности общественных формирований,
    • состояние и дина­мика правонарушений в стране, меры по их предупреждению,
    • про­филактика пьянства, взяточничества, бюрократизма и др.

Стратегия политики в сфере исполнения наказания хотя и до­статочно стабильна, но может меняться в связи с коренными пре­образованиями в экономике, политике, идеологии. Изменение стратегии политики государства может быть обусловлено:

    1. новыми политическими позициями в отношении прав человека, в том числе осужденных;
    2. новыми экономическими отношениями, возникши­ми в обществе;
    3. существенными преобразованиями в производст­венной деятельности исправительных учреждений и иными уста­новками на роль труда осужденных;
    4. деполитизацией (политизацией) воспитательной работы с ними;
    5. изменением организационных основ уголовно-ис­полнительной системы.

По мнению С.И Герасимова, содержание парадигмы "борьба с преступностью" следует понимать не как объявление войны преступникам, полное подавление и искоренение преступности, (а это не раз звучало в прежние времена), но как планомерное и непосредственное управление двумя взаимосвязанными и взаимозависимыми процессами:

    • профилактикой преступлений и
    • уголовно-правовым контролем над преступностью.

Формы выражения уголовно-исполнительной политики:

    1. уголовно-исполнительное законодательство (основная форма, в которой ставятся основные цели, задачи);
    2. официальных заявлениях субъектов формирования уголовно-исполнительной политики;
    3. иные формы (федеральные программы, концепции, доктрины).

Способы реализации уголовно-исполнительной политики:

Под реализацией уголовно-исполнительной политики понимается

  • проведение в жизнь стратегической линии, намеченной в области ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей,
  • выполнение определенных органами власти задач посредством последовательного осуществления государственными органами всех уровней при участии общественности комплекса мероприятий по реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных, в правотворческой и правоприменительной сферах деятельности.

Уголовно-исполнительная политика одновременно реализуется в деятельности соответствующих государственных органов - уголовно-исполнительной системы Минюста России, департамента судебных приставов, органов управления военными уголовно-исполнительными учреждениями, а также непосредственно в деятельности учреждений и органов, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).