Основные факторы, определяющие содержание и развитие уголовно-исполнительной политики:
- социально-экономическое и политическое состояние общества;
- состояние культуры, нравственности населения;
- наличие идеологии;
- уровень правосознания населения и состояния гражданского общества;
- уровень развития уголовно-исполнительного законодательства;
- признание и реализация международных стандартов в обращении с заключенными;
- развитие науки уголовно-исполнительного права и смежных наук;
- опыт практической деятельности в сфере исполнения наказаний;
- состояние и динамика преступности, количество осужденных (содержащихся в уголовно-исполнительных учреждениях) лиц.
Существенное влияние на состояние уголовно-исполнительной политики оказывает экономическое положение общества. Благоприятное в экономическом отношении государство может ставить более высокие цели, делать стратегию фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависящими от политических факторов.
Представляется, что к основным, помимо экономического фактора, следует отнести и комплекс социальных факторов, в том числе:
- социально-политическое состояние и структура общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления,
- здоровье людей, их материальное благополучие,
- работа системы социальных служб;
- обеспечение людей пенсиями, пособиями и иными гарантиями социальной защиты,
- создание условий для деятельности общественных формирований,
- состояние и динамика правонарушений в стране, меры по их предупреждению,
- профилактика пьянства, взяточничества, бюрократизма и др.
Стратегия политики в сфере исполнения наказания хотя и достаточно стабильна, но может меняться в связи с коренными преобразованиями в экономике, политике, идеологии. Изменение стратегии политики государства может быть обусловлено:
- новыми политическими позициями в отношении прав человека, в том числе осужденных;
- новыми экономическими отношениями, возникшими в обществе;
- существенными преобразованиями в производственной деятельности исправительных учреждений и иными установками на роль труда осужденных;
- деполитизацией (политизацией) воспитательной работы с ними;
- изменением организационных основ уголовно-исполнительной системы.
По мнению С.И Герасимова, содержание парадигмы "борьба с преступностью" следует понимать не как объявление войны преступникам, полное подавление и искоренение преступности, (а это не раз звучало в прежние времена), но как планомерное и непосредственное управление двумя взаимосвязанными и взаимозависимыми процессами:
- профилактикой преступлений и
- уголовно-правовым контролем над преступностью.
Формы выражения уголовно-исполнительной политики:
- уголовно-исполнительное законодательство (основная форма, в которой ставятся основные цели, задачи);
- официальных заявлениях субъектов формирования уголовно-исполнительной политики;
- иные формы (федеральные программы, концепции, доктрины).
Способы реализации уголовно-исполнительной политики:
Под реализацией уголовно-исполнительной политики понимается
- проведение в жизнь стратегической линии, намеченной в области ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей,
- выполнение определенных органами власти задач посредством последовательного осуществления государственными органами всех уровней при участии общественности комплекса мероприятий по реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных, в правотворческой и правоприменительной сферах деятельности.
Уголовно-исполнительная политика одновременно реализуется в деятельности соответствующих государственных органов - уголовно-исполнительной системы Минюста России, департамента судебных приставов, органов управления военными уголовно-исполнительными учреждениями, а также непосредственно в деятельности учреждений и органов, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания.