Для выполнения направлений (функций) правоохранительной деятельности существуют конкретные органы, которые именуются правоохранительными. Вопрос о круге правоохранительных органов в законодательном порядке прямо и однозначно не урегулирован, равно как не решен и вопрос о понятии правоохранительной деятельности. Последнее обстоятельство в значительной мере предопределяет заметное многообразие подходов к определению круга государственных или негосударственных органов, называемых правоохранительными.
Правоохранительными органами считаются только те, которые:
- непосредственно ведут борьбу с преступностью;
- искореняют преступления и иные посягательства;
- поддерживают порядок в общественных местах, и т. д.
Такому разнобою в значительной мере способствуют — наряду с отсутствием четкой законодательной регламентации — т.н. ведомственные интересы, а нередко и непрофессиональное словоупотребление, исходящее от средств массовой информации (и не только от них).
От понятия «правоохранительные органы» необходимо отличать понятие «правоприменительные органы», являющееся более широким. Применять право — это значит действовать на основании норм закона, без этого невозможна жизнедеятельность граждан, государства и современного общества. Право применяют все юридические и физические лица. Но о правоприменительных органах речь идет лишь тогда, когда право применяют государственные органы. К ним относятся все органы государства, включая и правоохранительные. Иными словами, правоохранительные органы - это только часть правоприменительных.
Задачи правоохранительных органов
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи:
- восстановление нарушенного права (например в области гражданских правоотношений);
- наказание правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве);
- восстановление нарушенного права и наказание одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.
Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.
Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводов и решений. К таким чертам, в частности, относятся:
- начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод - сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или другое существенное правонарушение. Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государства, государственных, общественных и частных организаций;
- правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях - и в определенной процессуальной форме. Любые произвольные действия недопустимы. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;
- правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющие специальную, чаще всего юридическую, подготовку. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступление;
- решения правоохранительных органов во всех случаях являются мерами юридического воздействия, основанными на законе и соответствующими обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов. Нарушение такого требования влечет отмену принятого решения, а иногда и ответственность лица, его принявшего;
- законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами. Невыполнение их влечет для правонарушителей дополнительные санкции;
- все связанные с преступлениями и иными правонарушениями решения правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, государственных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Воспрепятствование осуществлению этого права является недопустимым и при определенных обстоятельствах может быть само по себе правонарушением.
С учетом определения правоохранительной деятельности и характеристики ее функций (направлений) к правоохранительным органам можно относить:
- суды (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также суды субъектов Российской Федерации);
- учреждения, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов (Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, Федеральная служба судебных приставов Министерства юстиции РФ и иные федеральные службы этого Министерства, а также другие органы и должностные лица);
- прокуратуру;
- некоторые из учреждений и должностных лиц, призванных выявлять и расследовать преступления.
Перечисленные органы (учреждения, должностные лица):
- наделяются соответствующими полномочиями государством;
- содержатся за счет государственного бюджета;
- выполняют свои функции от имени государства и должны действовать в интересах как граждан, так и общества в целом.
В силу этого их нередко именуют правоохранительными органами государства или государственными правоохранительными органами.
Такая функция правоохранительной деятельности как оказание юридической помощи осуществляется, как правило, негосударственными организациями либо обладающими соответствующими полномочиями (лицензиями) частными лицами-профессионалами. В этой сфере призваны действовать, как правило, адвокатура, нотариат и некоторые другие структуры.
Их можно называть правоохранительными органами лишь с большой долей условности — с оговоркой, что они ни в коей мере не входят в структуру государственных органов и при принятии решений, связанных с оказанием юридической помощи (в том числе защиты по уголовным делам), должны действовать независимо, отстаивая с использованием всех дозволенных средств законные интересы тех, кто обращается к ним с различного рода просьбами, в том числе с просьбами об обжаловании действий и решений государственных учреждений и должностных лиц.
Соответствующие негосударственные организации и частнопрактикующие профессионалы вносят существенный вклад в надлежащую реализацию государственной функции — правоохранительной деятельности.
В особом пояснении нуждается вопрос об отнесении к числу правоохранительных тех из названных государственных органов и соответствующих должностных лиц, которые уполномочены выявлять преступления и расследовать их. Таких органов и должностных лиц насчитывается почти два десятка. К ним относятся:
- следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (госнаркоконтроля);
- органы и должностные лица, уполномоченные вести дознание и оперативно-розыскную деятельность по уголовным делам (например, соответствующие подразделения и их работники органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ), Федеральной таможенной службы Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказаний, а также командиры воинских частей);
- должностные лица, которым дозволено выполнять неотложные следственные действия по обнаруженным преступлениям (капитаны находящихся в плавании кораблей, начальники зимовок и геологоразведочных партий, главы российских дипломатических представительств и консульских учреждений).
Вряд ли будет логично все эти и некоторые другие органы (и соответствующих должностных лиц) относить полностью к числу правоохранительных только потому, что на них возлагается осуществление какой-то одной из правоохранительных функций (участие в выявлении и расследовании преступлений). Причем эта функция для ряда из них не считается главной или даже одной из основных.
Для названных и некоторых других органов и должностных лиц рассматриваемая правоохранительная функция— крайне незначительная и отнюдь не первостепенная часть того, что они обязаны делать. Поэтому было бы неправильно всех их (без реальной оценки главного и неглавного, существенного и несущественного в возложенных на них полномочиях) безоговорочно и целиком относить к правоохранительным.
Из числа органов и должностных лиц данной группы, т. е. органов и должностных лиц, уполномоченных выявлять и расследовать преступления, полностью правоохранительными можно было бы считать, пожалуй, лишь органы внутренних дел (главным образом полицию) и подразделения госнаркоконтроля, для которых борьба с преступлениями и иными правонарушениями, их выявление и расследование — основная задача. Именно они сталкиваются непосредственно с подавляющим большинством преступлений, административных и иных правонарушений.
В связи с характеристикой правоохранительных органов, их системы требует особого комментария и вопрос о допустимости отнесения к числу таких органов судов.
В течение длительного времени считалось бесспорным, что суд является одним из правоохранительных органов, причем основным. Однако в последние годы это положение нередко оспаривается. Высказывается мнение, что суды не следует относить к правоохранительным органам. Они-де являются органами судебной власти, и их нельзя включать в одну “команду” со всеми правоохранительными органами, в том числе с прокуратурой, органами внутренних дел, юстиции, службой судебных приставов и т. д. Суды должны быть независимыми от них, поскольку в соответствии с Конституцией РФ судебная власть должна быть независимой и от законодательной, и от исполнительной властей. Кое-кто из тех, кто не видит разницы между правоохранительной деятельностью и деятельностью по борьбе с преступностью, добавляет к доводам такого рода еще и ссылку на то, что суд— орган правосудия, основная функция которого состоит в объективном и беспристрастном разбирательстве дел, а не в борьбе с какими-то негативными явлениями; ему, якобы, нужно не “бороться”, а принимать справедливые решения.
В рассуждениях такого рода есть свой резон. Но их сторонники упускают из виду по крайней мере четыре существенных обстоятельства:
- отнесение того или иного органа к числу правоохранительных отнюдь не означает лишения его независимости и подчинения другим однородным органам;
- исключение судов из числа правоохранительных неизбежно приведет к отрицанию того, что они уполномочены и должны заниматься охраной права. Отрицание того, что суды являются правоохранительными органами, т. е. органами, охраняющими (защищающими) право, элементарно противоречит широко признаваемому положению о том, что суд — лучшее средство защиты прав и свобод человека и гражданина;
- стремление исключить суды из числа правоохранительных органов вполне можно расценивать как результат весьма упрощенного понимания сущности правоохранительной деятельности, практически необъяснимого отождествления ее с деятельностью по борьбе с преступностью, охране порядка в общественных местах и т. п.
Однако правоохранительная деятельность — это многое другое из области охраны права с помощью юридических средств, реально осуществимых, как правило, судами и только ими.
При характеристике круга и системы правоохранительных органов следовало бы иметь в виду и предусмотренное п. “е” ч. 1 ст. 103 Конституции РФ особое должностное лицо — Уполномоченного по правам человека. В соответствии с Федеральным конституционным законом “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” от 26 февраля 1997 г. эта должность учреждена “в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами”. В Законе также отмечено, что его деятельность “дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод”. Его главная функция — рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации и находящихся на ее территории иностранцев или лиц без гражданства после того, как эти лица обращались со своими жалобами в российские суды или иные компетентные органы, но не получили там соответствующей защиты. Самостоятельно он правоохранительную деятельность не осуществляет.