Опротестование незаконных правовых актов
Опротестование противоречащих закону актов относится к числу общих средств реагирования.
Сущность опротестования незаконных правовых актов прокурором:
- прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, от имени Российского государства указывает, в чем именно выражено нарушение закона, и требует от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствие с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и законные интересы государственных и иных органов.
Согласно ст. 23 ФЗ "О прокуратуре РФ" прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт
- в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо
- в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо
- обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, прокурору предоставлено право выбора. Однако при этом необходимо учитывать, что прокурорское реагирование путем принесения протестов нередко способствует более оперативной отмене незаконных актов по сравнению с судебным обжалованием (учитывая большую загруженность судов разного рода делами). Кроме того, протест как акт реагирования воспринимается многими руководителями, издавшими незаконные акты, менее болезненно, чем направляемые в суды заявления о признании соответствующих актов недействующими.
Протест подлежит обязательному рассмотрению:
- не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления - по общему правилу;
- на ближайшем заседании - в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.
О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.
Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Практикой и юридической наукой выработаны обязательные реквизиты протеста:
- наименование органа или должностного лица, которым вносится протест;
- название «протест», номер и дата издания незаконного акта, который опротестовывается; краткое изложение содержания незаконного акта;
- изложение существа нарушений;
- ссылка на закон, который нарушен; предложение прокурора об отмене незаконного акта или приведение его в соответствие с законом и др.;
- указание на необходимость рассмотрения протеста и о незамедлительном сообщении об этом прокурору;
- должностное положение и классный чин прокурора, принесшего протест, и его подпись.
Эффективность протеста во многом определяется теми требованиями, которые в нем излагаются. Из смысла самого опротестования вытекает, что протесты в обязательном порядке должны содержать мотивированное требование прокурора об отмене или приведении в соответствие с законом незаконного акта. Кроме того, прокурор обязан принимать все предусмотренные законом меры к устранению вредных последствий, вызванных действием незаконных актов. В связи с этим протест должен содержать конкретные требования прокурора по устранению допущенного нарушения закона, например,
- устранить вредные последствия, вызванные изданием акта,
- прекратить противоправную деятельность,
- возвратить собственнику принадлежащие ему деньги и иные ценности и т.д.
В вышестоящий орган протест целесообразно приносить в случаях, если
- он отклонен должностным лицом, издавшим незаконный акт;
- в протесте наряду с другими вопросами ставится вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностного лица, издавшего незаконный акт;
- имеется необходимость об издании незаконного акта довести до сведения других аналогичных и иных органов, а также,
- когда необходимо обратить внимание вышестоящего органа на общественную опасность допущенного нарушения закона.
В случаях, если имеются основания полагать, что
- протест прокурора может быть отклонен соответствующим органом или должностным лицом, или
- по какой-то причине этот орган или руководитель не смогут рассмотреть протест, или
- протест останется неудовлетворенным и не имеется возможности перенести рассмотрение протеста в вышестоящий орган,
прокурорам следует обращаться с заявлениями в суды о признании незаконного акта недействительным.
Судебное обжалование прокурором незаконных правовых актов
Если протест
- не рассмотрен в течение 10 дней или на ближайшей сессии представительного органа, либо
- необоснованно отклонен,
прокурор обращается с заявлением в соответствующий суд общей компетенции или в арбитражный суд о признании правового акта недействующим.
К заявлению обычно прилагаются:
- копия незаконного акта или та его часть, которая не соответствует закону;
- копия протеста, внесенного в адрес органа, издавшего незаконный акт;
- решение соответствующего органа в связи с внесенным протестом, а при необходимости и
- иные документы: копии объяснений, справок, уведомлений, сообщений и другие документы.
Заявления о признании полностью или частично недействующими нормативных правовых актов и недействительными ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти ее субъектов и органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в соответствии со ст. 10 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и ст. 52 АПК РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ направляются прокурором в арбитражный суд.
См. Приказ Генпрокуратуры России от 25.05.2012 N 223 "Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе"
Решение суда, вынесенное по заявлению прокурора о признании правового акта недействующим, может быть оспорено им в кассационном порядке.